Версия для печатиВерсия для печати День за днем | № 37 | Сентябрь | 2006

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/412/

Министр обороны Сергей Иванов в Нижнем Новгороде

Визит министра обороны России

Два рабочих дня — 12 и 13 сентября, проведенных министром обороны России Сергеем Ивановым в Нижнем Новгороде, оказались чрезвычайно насыщенными и продуктивными.

Вместе с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым министр обороны провел на Нижегородской ярмарке выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по вопросам развития высокоскоростного судостроения, посетил ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе авиастроительный завод «Сокол», где провел совещание о ходе выполнения государственного оборонного заказа на 2006 год.

Выбор Нижнего Новгорода как места проведения Морской коллегии при Правительстве РФ вполне логичен и обоснован. Главная тема коллегии — «О мерах по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов — катамаранов скегового типа на воздушной подушке и экранопланов» — как нельзя тесно связана именно с нижегородской землей. Больше того — само российское высокоскоростное судостроение, основанное на использовании аэродинамической силы низколетящего воздушного крыла для движения судов, зародилось именно здесь, в Нижегородской области, в ЦКБ имени Ростислава Алексеева. Само понятие — экраноплан — также пошло с нижегородской земли.

Другое дело, что потенциал скоростного флота сегодня в России почти не используется. Об этом министр обороны С. Иванов говорил, уже открывая заседание коллегии. А в том, что этот потенциал весьма серьезен и существенен, министр еще раз наглядно убедился, осмотрев вместе с нижегородским губернатором В. Шанцевым развернутую на ярмарке экспозицию предприятий оборонного комплекса региона, в частности стенды ЦКБ «Лазурит», ЦКБ имени Алексеева, судостроительного завода «Волга», КБ «Вымпел» — признанных лидеров российского высокоскоростного судостроения.

В свое время государство инвестировало в развитие этого направления серьезные финансовые ресурсы: суда скегового типа и экранопланы разрабатывались для нужд министерства обороны, Военно-морского флота. Многие помнят, как и в гражданском флоте вездесущие «Ракеты» и «Кометы» практически беспрерывно сновали по нашим рекам. Но как только государство перестало дотировать этот вид транспорта, в условиях рыночной экономики скоростные речные перевозки не выдержали конкуренции с транспортом автомобильным и железнодорожным. Очевидно, что последние выигрывают в скорости, вместимости, мобильности, стоимости перевозок (руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин в своем докладе привел такую цифру: реальная стоимость использования высокоскоростного судна в течение часа в расчете на одного человека составляет 10 долларов). Опять же, железная дорога и автотранспорт не требуют строительства дорогостоящих портов и причалов, и зима им не помеха. В результате ситуация в скоростных водных перевозках сложилась удручающая.

В период с 1957 по 2005 год в стране в общей сложности было построено 1600 судов на воздушных крыльях или подушке, но сегодня из них эксплуатируются всего 200 единиц. И это по всей огромной России!

Чтобы отрасль окончательно не умерла и государство не растеряло накопленный столь мощный интеллектуальный потенциал и уникальные технические разработки, выход — один. А, вернее, два — вернуться к дотированию государством грузо — и пассажироперевозок на социально-значимых маршрутах (к примеру, Санкт-Петербург — Калининград, дальневосточные направления и т. д.), а также реформировать отрасль с учетом интересов коммерческих структур, чтобы увеличить количество заказчиков со стороны частного капитала. Валерий Шанцев отметил, что в этом направлении нашими корабелами ведется активная работа — сегодня разработаны скеговые суда-паромы (скега — это ограждение воздушной подушки) на принципе экранопланов, способные перевозить груз в несколько сот и даже тысяч тонн. Такие скоростные паромы уже вызвали интерес у ряда коммерческих структур, занимающихся перевозками, что дает надежду на заказы с их стороны.

Со стороны же государства шаги по поддержке и развитию отрасли будут следующими. Уже в нынешнем году в Правительство России будет внесена концепция Федеральной целевой программы «Развитие судостроительной промышленности на период 2008—2015 годы». В ней будет выделена специальная подпрограмма по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения.

В рамках этой подпрограммы и пойдет финансирование из федерального бюджета на поддержку и развитие отрасли. Уже сейчас федеральные Минобороны, Минтранс и МЧС прорабатывают вопрос о возможности поставок за рубеж экранопланов водоизмещением до 50 тонн и, в случае положительного решения, в Правительство РФ будут внесены согласованные предложения по снятию существующих экспортных ограничений на эти поставки.

Но не только высокоскоростное судостроение было в центре внимания министра обороны России Сергея Иванова во время его визита в Нижний Новгород. Он сразу отметил, что Нижегородская область входит в число шести ведущих регионов России по производству продукции военного назначения, и потому с интересом знакомился с продукцией, потенциалом и проблемами предприятий нижегородской оборонки. На заводе имени Фрунзе министр обороны вместе с губернатором Валерием Шанцевым побывали в цехе монтажа печатных плат и осмотрели радиолокационную технику, в Объединенном конструкторском бюро машиностроения имени Африкантова посмотрели работу научно-исследовательского испытательного комплекса атомной техники, на Горьковском автозаводе побывали в цехе окончательной продукции, а на авиастроительном заводе «Сокол» посмотрели, как идет сборка самолетов (кстати, в это время там заканчивалась сборка учебно-боевого тренировочного самолета МиГ-29 по заказу Алжира).

Именно на базе завода «Сокол» министр обороны России провел совещание с руководством области и директорами нижегородских предприятий ОПК по вопросу хода выполнения государственного оборонного заказа на 2006 год, в том числе предприятиями и организациями Нижегородской области, и о мерах по повышению его эффективности.

В принципе, ситуация в оборонной отрасли в целом в нашем регионе уже начала меняться в лучшую сторону. Так, губернатор Валерий Шанцев отметил, что по итогам 2005 года оборонный заказ на предприятиях Нижегородской области увеличился на 30 процентов, а объемы произведенной продукции «оборонки» выросли на 26 процентов. Каковы дальнейшие перспективы?

Министр обороны доложил, что принята Федеральная целевая программа «Развитие оборонного комплекса РФ до 2010 года и в перспективе до 2015 года» и государство в последние годы неуклонно увеличивает финансирование «оборонки». В результате, если на развитие и реформирование оборонно-промышленного комплекса страны в 2006 году федеральный бюджет выделил 9,2 млрд. рублей, то в 2007 году — уже 13,9 млрд. рублей. С учетом же всех отраслевых Федеральных целевых программ оборонно-промышленный комплекс страны в 2007 году получит около 100 миллиардов рублей! Причем, порядка 70 процентов из этой грандиозной суммы целевым образом будут направлены на капитальные вложения. Министр обороны подчеркнул, что главная задача будет состоять в рациональном и эффективном использовании этих средств.

Что же касается непосредственно Нижегородской области, то, по словам Сергея Иванова, наш регион по гособоронзаказу в 2007 году получит 13 млрд. рублей, что на 30—35 процентов больше уровня года нынешнего.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил, что этого добились благодаря тому, что в регионе удалось сохранить всю систему профессионально-технического обучения. Предприятия передали свои ПТУ на баланс области, региональный бюджет выделяет порядка 100 миллионов рублей в рамках специальной областной программы развития профтехобразования, эти деньги идут на заработную плату педагогов и обеспечение материальной части учебного процесса, само же обучение проходит на базе предприятий.

Олег СУХОНИН

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Елка-шоу

Сами ёлку мы нарядим…

В Сормове есть свои предновогодние традиции. Одна из них — проведение конкурса новогодних игрушек «Елка-шоу», в котором с удовольствием принимают участие ученики с 1-го по 11-й класс школ района.

читать дальше

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда