Версия для печатиВерсия для печати Наша история | № 36 | Сентябрь | 2006

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/410/

Почтовая карточка, присланная Окуневым с Забайкальской железной дороги

Через реки Севера и Сибири

С начала ХХ века на основе госзаказа Сормовский завод приступил к производству конструкций мостов и выпускал мостовые пролеты, стропила, резервуары и различные металлоконструкции. По 1915 год было изготовлено 850 мостовых пролетов. Сормовичи работали на строительстве мостов через реки Севера и Сибири, а также через Волгу, Москва-реку, Самару.

Вот ведь как бывает: десятки раз перелистывала я страницы отцовского альбома, рассматривала фотографии, но никогда не обращала внимания на простенькую черно-белую открытку, на которой изображена карта-схема Забайкальской железной дороги, виды городов и трогательная надпись «Сердечный привет с дороги!». Орфография надписи дореволюционная, с «ятями» и «ерами». Словно специально открытка отклеилась от альбомного листа, и я, взглянув на ее оборот, ахнула: «сердечный привет» выплыл из начала прошлого века и обернулся письмом моего деда Степана Даниловича Окунева к своему «дорогому семейству». Дед посылал привет жене Пелагее Андреевне, всем «сродникам» и особо — «сыночку Сане». Давно нет деда — он умер в 1938 году. А в 1986 году не стало и «сыночка» — моего отца Александра Степановича Окунева.

Сормовские мостостроители в Сибири

Рука невольно потянулась к последнему труду моего отца — «Мостостроение и мостостроители завода «Красное Сормово». Для меня, филолога по образованию, непонятными остались многочисленные расчеты, диаграммы. Но, к своему удивлению, я реально ощутила, казалось бы, невидимую связь времен. Меня восхитило усердие отца, который уже в пенсионном возрасте «перелопатил» массу литературы, пересмотрел сотни журналов, работал в архивах. Он сделал копии 24-х ведомостей (с 1909 по 1916 год), удостоверяющих, что контора Сормовских заводов командирует монтера завода Окунева Степана Даниловича для сборки и установки мостов на Северные железные дороги через реки Байроновка, Курзан, Мут, Ия, Шерагул, Камалоток, Уктуй, Харагун, Унга, Залари, Китой, Могет.

И вот мы с сестрой начинаем «великий поход» по местам строительства, следуя по карте. Реку Ия отмечаем особым кружком, полагая, что в ее честь назвали сестру наши молодые родители. Ведь была, наверное, открытка и с берегов этой реки…

Мост через реку Ия построен заводом в 1912 году. Станция Тулун

В семейном архиве сохранилась фотография 1910 года: рабочие и администрация на строительстве железнодорожного моста через реку Ия (станция Тулун). Лица рассмотреть трудно: но рукой «сыночка» мастер Окунев помечен звездочкой. Степан Данилович сидит в первом ряду, как и положено мастеровому человеку, обладающему врожденной смекалкой, практическим опытом, профессиональной гордостью.

Когда дед умер, мне было 6 лет. В памяти он остался довольно замкнутым человеком (видимо, он долго и мучительно болел).

Степан Окунев

Я думала, что он всегда был нелюдимым. Но теперь понимаю, что за скупыми словами с той давней открытки скрывается глубокая сердечная тоска по «дорогому семейству». Ведь мостостроителям приходилось подолгу находиться в командировках. В трудах отца я разыскала документ, удостоверяющий, что вместе с рабочими в Забайкалье отправлялись семьи — жены с детьми в возрасте 10-ти, 6-ти, 4-х лет и даже девяти месяцев… Но наша бабушка Пелагея не рискнула сорваться с детьми с насиженного места…

Мой дед рано лишился отца. На руках у матери остались четверо сыновей и дочка. В 1872-м году в 10-летнем возрасте Степа вынужден был пойти на Сормовский завод мальчиком-рассыльным при мастере. В 16 лет он работал на обшивке товарных вагонов. А с 1909 по сентябрь 1916 состоял мастером Сормовских заводов по сборке и установке пролетных строений железнодорожных мостов и арочных металлических конструкций. Удостоверение № 378 от 8 ноября 1916 г. свидетельствует: «Ведя эти работы от завода хозяйственным способом, всегда их выполнял аккуратно, добросовестно и с полным знанием дела».

Александр Степанович Окунев

Наверное, не все знают, что сормовские мостостроители принимали участие в конкурсе на сооружение Дворцового моста в Петербурге. Но проект сормовичей не был принят к исполнению. Однако Степану Даниловичу довелось побывать в Петербурге: он принимал участие в установке металлических конструкций башенных кранов на Адмиралтейском заводе.

В семейном альбоме особенно дороги мне две фотографии. Вот Степан Окунев летом 1913 года на фоне Петербургского зоологического сада. На обратной стороне его рукой написано: «Там находятся все звери и птицы, все животные, что есть на свете». На снимке более всего поражают руки деда — человека, познавшего работу и молотобойца, и клепальщика, и сборщика металлических конструкций.

Брат и сестра Окуневы, Глафира и Александр. Санкт-Петербург. 1913 г.

На другом снимке — одиннадцатилетний «сыночек Саня» (мой будущий отец) крепко держит за руку младшую сестренку Глашу. Они впервые приехали в столицу, где тогда работал их отец. Фотография очень символична: брат и сестра всю жизнь пройдут рука об руку, до конца своих дней заботясь друг о друге.

Через много лет, в 1939 году инженер Александр Степанович Окунев будет командирован в Америку для закупки дизельных экскаваторов, мощных землесосов для строящихся гидроэлектростанций, во время войны будет осваивать выпуск танков Т-34 на «Красном Сормове», после войны станет ведущим конструктором завода, будет принимать участие в строительстве пассажирских судов «Ленин», «Советский Союз», в создании судна на воздушной подушке «Сормович».

… Я всю жизнь преподавала в школе русскую словесность. Учительский труд непрост, требует большого нервного напряжения, полной самоотдачи. Иногда я думаю: что поддерживало меня на этом нелегком пути длиной почти 40 лет? И понимаю: за моей спиной — мосты, сооруженные моим дедом по всей России; пароходы и танки, построенные моим отцом.

Кира Александровна НИКОЛИЧЕВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Поэзия сормовичей

Лира

Сормовские поэты: с новым годом!

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Снего-лего

Снежные пожелания сормовичам

Кто из ребят не любит пушистый белый снег?! Таких, пожалуй, не найдется, ведь из него можно вылепить и задорного снеговика, и горку, а может, и что-то гораздо более необычное. На очередном ежегодном конкурсе «Снего-лего», прошедшем накануне Нового года в Сормовском парке, старшеклассники смогли и в «снежных скульпторов» в свое удовольствие поиграть, и даже призы за это получить.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда