Красный Сормович

Красный Сормович / 2006 год / № 09 /

«Варшавянка» — «черная дыра» в океане

Сергей Николаевич Леонов

В начале 70-х годов прошлого столетия в СССР было принято решение о создании принципиально новой океанской дизель-электрической подводной лодки, которую предполагалось строить серийно не только для ВМФ СССР, но и для стран-участниц Варшавского договора. Предполагалась и поставка новых лодок на экспорт. Проект 877 был разработан практически «с нуля».

В 1979 году на Сормовской верфи была заложена большая дизель-электрическая ПЛ третьего поколения проекта 877 «Варшавянка». Ее отличают высокие мореходные качества и маневренность, исключительная малошумность, гидроакустический комплекс, высокая боевая мощь и надежность. Эти качества принесли «Варшавянке» международное признание. На «Красном Сормове» для стран Варшавского договора и дружественных государств построено 6 подводных кораблей.

«...Наступит время, когда шумность советских подводных лодок будет уменьшена до такой степени, что их обнаружение... станет возможно только на малых дистанциях, если вообще будет возможно». Эта фраза из заявления главного конструктора американских подводных лодок, которое опубликовано в трудах Военно-морского института США.

За высокие показатели бесшумности дизель-электрическую ПЛ проекта 877 — суперкорабль, который в международном справочнике «Джейн» называют «Кило» (Kilo) по классификации, принятой в НАТО, — американцы нарекли «черной дырой».

Был один закон — надо!

«Главное достоинство подводной лодки — ее скрытность, малошумность, — пишет в своих воспоминаниях Е.В. Данилов, бывший в конце 80-х годов заместителем главного конструктора НПО «Винт». — Будь субмарина хоть трижды ракетоносной, толку от нее в серьезной обстановке будет мало, если она гремит на весь океан. Вот и родилась сложнейшая задача: создание сверхмалошумного подводного корабля. Рождение такого корабля на заводе «Красное Сормово» стало одной из славных страниц его истории».

Для решения этой задачи был разработан корректированный технический проект подводной лодки 877В с водометным движителем. Водометный движитель разработан конструкторами НПО «Винт» и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

Подводная лодка проекта 877В (зав. № 607) была заложена на стапеле «Красного Сормова» 17 мая 1988 года.

Сдаточная база в Севастополе. 1990 г. Заказ 607. Водометный движитель

Вернемся к воспоминаниям Е.В. Данилова. «НПО «Винт» и «Рубин» разработали проект движителя и его привязку к корпусу ПЛ в рекордно короткие сроки: со дня постановки задачи до поставки движителя на корабль прошел ровно год.

...На заводе меня встретил Сергей Николаевич Леонов (в то время — сдаточный механик 607-й лодки, сын бывшего директора завода Н.Е. Леонова). И сразу повел в цех. Лодка, как муравьями, была облеплена рабочими, бригадирами, конструкторами. Но в этой жуткой, на первый взгляд, неразберихе чувствовался строгий ритм и порядок. Надо сказать, что «грехов» наших по движителю было довольно много, и все они заводом решались без споров, разногласий, четко и быстро. Был один закон — надо! И этот закон решал все мыслимые и немыслимые задачи.

...Спуск на воду подводного корабля — это большой праздник для завода. Раннее июньское утро. Сдаточная команда на борту. «Крестная мать» волнуется. В отличие от надводных кораблей подводную лодку крестят двумя бутылками, разбивают их о нос и о корму. Все прошло как нельзя лучше: бутылки дружно разбились, и корабль начал движение по слипу. Через 2-3 часа он уже на плаву — точно на расчетной ватерлинии.

Дальнейшие испытания лодка проходила в Севастополе. Много лет провел я на испытаниях очень серьезных скоростных кораблей надводного флота. Но подводная лодка — это совсем, совсем другое. Другая обстановка, другие команды, другое отношение — и пусть простят меня надводники — другие люди, и военные и гражданские.

...И вот наш первый выход в море. Мерило наш выход, то есть подводный шум, судно физических полей (СФП). Результат — феноменальный! Такого еще не было. Это была наша победа, наш рекорд!

Навсегда останется в памяти четкая, без суеты и паники работа сдаточной команды за все время проведения межведомственных испытаний. Эту победу обеспечили работники «Красного Сормова» — ответственный сдатчик М.Г. Чванов, сдаточный механик С.Н. Леонов, сменные сдаточные механики А.П. Фуфыгин, В.Я. Тучин, В.А. Фокеев, В.Ю. Синицкий, М.А. Грибов, В.А. Рыжухин и многие многие другие».

Последняя советская — первая российская

Сергею Николаевичу Леонову довелось стать ответственным сдатчиком ПЛ проекта 877 (зав. № 610), заложенной на «Красном Сормове» 3 ноября 1989 года. Вот каким запомнилось ему то горячее, но интересное время.

«... 27 июля 1991 года. Раннее летнее утро. А в кабинете начальника цеха СКМ оживленно, собрались все члены спусковой комиссии во главе с генеральным директором ОАО «Завод «Красное Сормово»

Н.С. Жарковым. Все заметно волнуются, хотя стараются не подавать вида. Да и основания для волнения вроде бы нет. Все многократно проверено, все готово к ответственному моменту — спуску на воду очередной подводной лодки, построенной сормовскими умельцами. Но уж такой это момент — торжественный и ответственный, привычный и неповторимый. А больше всего волнуюсь я, как ответственный сдатчик ПЛ. И это мое состояние невольно выдает голос во время доклада генеральному директору:

«... Подводная лодка проекта 877 (заводской номер № 610, тактический Б-177), заложенная на стапеле Производственного объединения 3 ноября 1989 года, подготовлена к спуску... Прошу утвердить акт о спуске ПЛ. Прошу разрешить начать движение ПЛ...».

И вот добро на спуск получено. Отданы команды, медленное движение черной громады началось...

6 сентября ПЛ ушла из акватории завода на сдаточную базу. Обязательные виды испытаний для всех ПЛ в основном одинаковые, но об одном из них — глубоководном погружении — не могу не сказать несколько слов. При этих испытаниях подводная лодка опускается гораздо глубже, чем при обычной эксплуатации. А это несколько сот метров. Справедливо считается, что это самый опасный момент испытаний.

В надводном положении натягиваем между шпангоутами (поперек лодки) шпагат. Туго натягиваем. Аж звенит. Лодка ныряет в глубину. И метрах на двухстах шпагат начинает провисать. Все больше и больше...Явственно слышно — корпус трещит. Или точнее — глухо так скрипит. Впечатление? Крайне неприятное. Привыкнуть нельзя. Ведь вода прессует металл со страшной силой — более миллиона тонн на лодку! Оттого перед такими испытаниями обычно двери в рубках, каютах открываются настежь, чтобы не замкнуло...

Строилась и испытывалась подводная лодка Б-177 ( зав. № 610) для ВМФ СССР, а передавалась уже в состав Российского флота. Был риск, что новый корабль останется в другом государстве, т.к. испытания и сдача проходили в Севастополе, на территории Украины, провозгласившей к тому времени независимость. Но благодаря оперативности командования ВМФ России подлодка и еще несколько надводных кораблей, достроенных здесь же и сданных в канун 1992 года, в первой половине января снялись с якорей и ушли на Северный флот.

Так сложилось, что это была последняя дизельная подводная лодка, построенная на заводе «Красное Сормово» для Военно-Морского Флота СССР и России. И тем приятнее, что именно эти корабли вошли в историю подводного флота как лучшие ПЛ по важнейшему параметру — шумности.

Главный конструктор проекта 877 «Варшавянка» Юрий Николаевич Кормилицын рассказал забавный случай, произошедший во время его визита в Индию. На неформальной дружеской встрече индийский адмирал сказал ему: «Знаете, Россия продает нам очень плохие самолеты. Их гидроакустические противолодочные датчики пока не могут обнаружить ни одну подлодку класса «Кило».

Конструктор ответил:

— Это очень приятный комплимент. Я главный конструктор подводной лодки и заверяю вас, что ни один самолет не сможет обнаружить ее.

После больших споров они согласились, что дело вовсе не в самолетах. Во всем «виновата» великолепная «невидимость» подводной лодки проекта 877, которую американцы назвали «черной дырой» в океане.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня