Версия для печатиВерсия для печати Наша история | № 1 | Январь | 2007

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/758/

Подводная лодка «М-104» — Малютка

Сормовская «Малютка»

Подводная лодка «М-104» — «Малютка» (заводский номер 301, «Ярославский комсомолец») была заложена на «Красном Сормове» 30.09.1940, дата спуска на воду — 24.09.1942, приемный акт подписан 10.09.1943. Капитан-лейтенант Федор Иванович Лукьянов принял «М-104» 24 февраля 1943 года. В этот день делегация Ярославской области в торжественной обстановке передала морякам Северного флота подводную лодку, построенную на средства комсомольцев области.

Федор Лукьянов был опытным подводником. До назначения командиром на «М-104» Лукьянов плавал старпомом на знаменитой «К-21», которой командовал Николай Лунин. К слову сказать, первым обнаружил гитлеровские линейные силы во главе с линкором «Тирпиц» старпом «К-21» Федор Лукьянов — именно он стоял на вахте в тот момент. Ему же довелось начать маневрирование для выхода в атаку, после чего его сменил у перископа прибывший в центральный пост командир Николай Лунин.

И экипаж на «М-104» подобрался под стать командиру. Комсомольский экипаж, в котором каждый подводник был отличным специалистом. 7 апреля 43-го года лодка вышла в свой первый боевой поход. Первый поход — едва ли не самый важный для любого экипажа…

«Малютка» «Ярославский комсомолец» пробыла в море девять суток. По возращении на базу с лодки была дана телеграмма на имя секретаря Ярославского обкома комсомола: «Экипаж подводной лодки «Ярославский комсомолец» в подводном боевом походе потопил фашистский транспорт водоизмещением двенадцать тысяч тонн, внес свой первый вклад в дело победы над врагом.

Перед пятым боевым походом. В центре командир ПЛ «К-21» Герой Советского Союза Н

Лукьянов, Чумаков, Кабот, 19.04.43 г. 8 мая «М-104» пошла в свой второй поход и попала в беду. Вот что пишет об этом в своей книге «Подводные рейды» флагмех бригады подводных лодок Северного Флота капитан I ранга П. А. Мирошниченко. Субмарина попала под массированную бомбежку немецкой авиации. Получила повреждения, казалось бы, несовместимые с живучестью корабля, но осталась на плаву и пришла на базу. «… Трещина в прочном корпусе метр с лишним длиной, — пишет флагмех Мирошниченко, — и в комплекте с ней одна или две пробоины от авиационных снарядов. По всему видно, две-три бомбы разорвались рядом с «Малюткой». Сила гидравлического удара была такова, что — это я видел впервые — поломались чугунные лапы, на которых в лодке намертво крепился корпус помпы — компрессора, образовалась трещина во фланцах крепления дизеля. Все перекосило, заклинило, сорвало…

Июль 1942 года. После пятого боевого похода. Командир ПЛ «К-21» Н. А. Лунин прощ

… Изумлению моему не было предела, когда в первом отсеке я обнаружил в целости и сохранности двадцатилитровую бутыль со спиртом в плетенке, привязанную к трубопроводу по правому борту! Объяснить этот факт известными мне законами физики я не в состоянии. Я смотрел на эту двухведерную стеклянную емкость, как на восьмое чудо света. Бутыль сохранилась словно для того, чтобы озадачить каждого, кто попадал в отсек…. Трудное испытание ярославской «Малютки» подробно изучили на других лодках и «проиграли» на учениях по борьбе за живучесть. Опыт «Ярославского комсомольца» еще раз подтвердил боевую стойкость подводников и надежность небольшого, но добротно построенного корабля.

… По возвращении в базу командир нас выстроил на пирсе, и командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко перед строем сказал: «Этот ваш труд тоже является подвигом — вы спасли для Родины боевой корабль». Эти слова мне очень запомнились».

Еще раз подчеркну качество и надежность субмарины, построенной на заводе в трудные военные годы. Это в ответ такому «специалисту», как Дегтев, писавшему о «стальных гробах», построенных на заводе. Гораздо больше доверия вызывают у меня боевой флагмех Северного флота Петр Анисимович Мирошниченко и наш здравствующий земляк подводник Александр Петрович Удалов.

Сормович А. П. Удалов в составе экипажа принимал «М-104» от завода в 1942 году и служил на ней на Северном флоте, был в боевых походах. И о нем пишет П. А. Мирошниченко в своей книге: «Имена старшин и краснофлотцев с ярославской «Малютки» — Арсеньева, Самигуллина, Еловенко, Молочкова, Ширунова, Кабота, Гриценко, Удалова, Захарова и их боевых товарищей — в те годы были весьма популярны в бригаде… Удалов, трюмный машинист, старший краснофлотец экипажа «М-104», награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За отвагу».

Трюмный машинист, старший краснофлотец экипажа «М-104» Александр Удалов

И уже в мирное время бригадир слесарей-монтажников Александр Петрович Удалов за создание ядерного подводного щита Родины был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического труда и орденом Ленина. Хочу добавить: когда в январе 1970 года на заводе «Красное Сормово» случилась беда (на АПЛ К-320 вырвался «ядерный джин»), не дрогнул старый подводник. Он, ликвидатор ядерной аварии, выполнил честно свой долг как в суровые годы войны, так и в мирное время.

Вот такие корабли строили на «Красном Сормове», такие люди работали на заводе. И никаким дегтевым не замарать их трудовую честь и боевую славу.

А. ЗАЙЦЕВ, председатель общества «Январь-70»

Перед войной на Сормовском заводе начали строить малые подводные лодки, которые назывались «Малютками». Это были подводные лодки XII серии главного конструктора П. И. Сердюка.

Лодки настолько были малыми, что их, в отличие от «Щук», закладывали не по одной, а сразу дивизионом из трех единиц. 25 июля 1937 года заложили первый дивизион: «М-96» (строитель П. Н. Светлов), «М-97» (строитель Н. М. Беков), «М-57» (строитель И. И. Федоров).

Головными считались «М-96» и «М-97», их сдали флоту 10 октября 1939 года. Командирами на них были в будущем известные балтийские подводники, два Александра Ивановича, — Маринеско и Мыльников.

Подводная лодка «М-97» первой среди «Малюток» открыла боевой счет 18 октября 1941 года, потопив вражеский транспорт водоизмещением 5000 т.

К началу войны таких лодок (тогда их называли «сердюковками») было построено и сдано 15 единиц.

Построенные на заводе лодки типа «Малютка» поступали на службу на Черное и Балтийское моря, на Северный и Тихоокеанский морские театры. Среди них были целые комсомольские дивизионы: «Ярославский комсомолец» («М-104»), «Челябинский комсомолец» («М-105»), «Ленинский комсомол» («М-106»), «Новосибирский комсомолец» («М-107»), построенные на средства, собранные комсомольцами и молодежью страны.

В 1944 году большинство «Малюток» перебазировали на Черное море. За время пребывания на «севере» каждая «Малютка» внесла свой вклад в общую победу. Например, «М-104» (командир — капитан-лейтенант Ф. И. Лукьянов) шесть раз выходила в боевые походы и потопила крупный транспорт и сторожевик врага. «М-105» под командованием капитан-лейтенанта В. Н. Хрулева совершила 19 боевых походов. На юге «Малютки» тоже воевали достойно.

Из книги «Красное Сормово»: завод и люди (Н. Новгород, 2006 г.)

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››