Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 46 | Ноябрь | 2006

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/610/

Некрасов А. Г.

Они создавали эпоху

В начале ноября в музее истории ОАО «Завод «Красное Сормово» состоялся День памяти бывших руководителей и главных специалистов завода.

В Дне памяти «Завод в лицах» приняли участие представители заводской администрации, ветераны предприятия, родственники юбиляров. На встречу были приглашены учащиеся сормовского механического техникума им. П. Семенова.

Приветствуя собравшихся, директор музея В. Д. Замышевский отметил, что на сормовском заводе работало немало выдающихся деятелей научно-технической мысли. Для 14-ти из них 2006 год оказался юбилейным. Проведение Дня памяти как дань уважения людям, внесшим большой вклад в развитие научно-технического прогресса, станет ежегодным, традиционным.

Леонов С. Н.

Т. В. Корягина, заместитель генерального директора по социальным вопросам и связи с общественностью, сказала:

— Каждый из этих людей — личность, они вплели свои судьбы в судьбу завода. Они точно знали, в чем национальная идея — в процветании России. И служили этой идее всю жизнь.

Дрожкина А. Б.

О юбилярах 2006 года рассказала сотрудник музея Е. А. Миронова. Ее рассказ дополнили их дети и родственники — М. В. Крылова, В. В. Москвина, А. Б. Дрожкина, С. Н. Леонов, а также Ю. К. Меньщиков, председатель совета музея, бывший заместитель директора по производству и С. П. Волков, бывший директор Навашинского судостроительного завода, директор музея речного флота.

За 157 лет существования завода им руководили 29 директоров. И все они признавали, что годы работы на сормовском заводе были самой яркой страницей их биографии.

Перро А. Г., Барановский Ф. А.

А. Г. Некрасов — первый руководитель судостроения на заводе, его должность сегодня приравнивается к должности исполнительного директора. Буксир «Лев», товаро-пассажирский пароход «Переворот» — его детища. Он отдал заводу 50 лет, его имя было очень популярно на Волге.

А. Г. Перро — основатель химической лаборатории, приехал в Россию, не зная русского языка. Работал на заводе до 76 лет. Он говорил: «Я родился во Франции, но родиной мне стало Сормово».

Ф. А. Барановский — главный конструктор, приехал в Сормово из С. -Петербурга. Один из основателей современной школы проектирования и строительства судов. Создание землечерпалок, земснарядов, пароходов-дворцов, судов Волжской военной флотилии — его заслуга.

Тринклер Г. В., Чернов А. С.

Г. В. Тринклер, тоже петербуржец, проработал на заводе 20 лет. Он изобрел первый в мире нефтяной бескомпрессорный двигатель, патент на который закупили 15 государств. Двигатели Тринклера получали на Всемирных выставках Большие золотые медали.

Г. В. Тринклер был первым директором Сормовского машиностроительного техникума.

На плечи председателя коллегии заводоуправления А. С. Чернова легла нелегкая ноша организации производства в годы гражданской войны — строительство судов Волжской флотилии, бронепоездов, первых российских танков.

М. А. Сурков, выпускник «красной» промакадемии, выводил завод из прорыва. В его «послужном списке» освоение сварки на заводе, строительство флотилии для канала им. Москвы и первых подводных лодок.

Михалев Д. В., Сурков М. А.

Директор завода Д. В. Михалев был требователен к людям, но прежде всего — к себе. Это качество в самом начале войны и помогло ему за 45 дней построить 3 новых цеха, в кратчайшие сроки осуществить переход завода на выпуск военной продукции (танков Т-34).

Н. Н. Смеляков во время войны осваивал литье бронированной стали, после войны под его руководством была введена в строй первая в СССР промышленная установка непрерывной разливки стали. Вместе с группой работников был удостоен Ленинской премии. Позднее был министром машиностроения СССР.

В. В. Крылов, главный конструктор завода, был очень эрудированным и талантливым человеком, всего себя отдавал работе. В годы войны ему хватило мужества и предвидения, чтобы оценить идеи Алексеева о «крылатых судах» и помочь ему создать лабораторию.

Крылов В. В., Юрьев М. А.

Директор завода М. А. Юрьев, занимавший этот пост 14 лет, был, пожалуй, самым неординарным руководителем. Прошел путь от пастуха до вершин партийной и административно-хозяйственной власти. Стремился вникнуть в суть каждого вопроса, для него не было нерешаемых проблем. Под его руководством сормовичи строили подводные лодки, железнодорожные паромы, крылатые суда, теплоходы смешанного «река-море» плавания.

Дед, отец и сам В. В. Московкин проработали на заводе в общей сложности 131 год. Он прошел путь от разметчика дизельного цеха до главного технолога завода. Умел собрать вокруг себя способных, талантливых людей, с ним интересно было работать.

Семеляков Н. Н.

П. А. Черноверхского его отец, инженер А. М. Черноверхский, впервые привел на завод, когда сыну было всего 4 года. После блестящего окончания института П. А. Черноверхский пришел на завод мастером, в годы войны был начальником цеха, сдавал подводные лодки в Кронштадте. В 1954 году был назначен главным инженером завода. С 1966 по 1995 год в Москве возглавлял в Министерстве судостроения 1-й главк (по подводному судостроению).

Р. Е. Алексеев, главный конструктор судов на подводных крыльях, был кладезем идей. Он создал такой творческий задел, которого хватит нескольким поколениям конструкторов. Его не стало 26 лет назад, но ни одна страна мира до сих пор не сумела создать экранопланы, это было доступно только его гению.

Московкин В. В., Черноверхский П. А.

Н. Е. Леонов на «Красном Сормове» с 1952 года. Директор завода с 1974 по 1984 год. Под его руководством завод освоил выпуск новейших подводных лодок, в том числе атомных, современных теплоходов типа «река-море». Лауреат Государственной премии.

Как сказал в завершении встречи Ю. К. Меньщиков, заводу «Красное Сормово» всегда везло на руководителей: каждый был незаурядной личностью. Такие люди — не только золотой фонд завода, они создавали эпоху.

Маргарита ФИНЮКОВА

Алексеев Р. Е., Леонов Н. Е.

Юбиляры 2006 года

170 лет — А. Г. Некрасов, заведующий судостроительным отделом

145 лет — А. Г. Перро, основатель химической лаборатории

140 лет — Ф. А. Барановский, главный конструктор завода

130 лет — Г. В. Тринклер — начальник отдела тепловых двигателей

125 лет — А. С. Чернов, председатель коллегии заводоуправления

110 лет — М. А. Сурков, директор завода с 1933 по 1937 год

100 лет — Д. В. Михалев, директор завода с 1940 по 1942 год

100 лет — В. В. Крылов, главный конструктор завода

95 лет — М. А. Юрьев, директор завода с 1960 по 1974 год

95 лет — Н. Н. Смеляков, директор завода с 1950 по 1955 год

95 лет — В. В. Московкин, главный технолог завода

90 лет — П. А. Черноверхский, главный инженер завода

90 лет — Р. Е. Алексеев, главный конструктор судов на подводных крыльях

80 лет — Н. Е. Леонов, директор завода с 1974 по 1984 год

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Дворец культуры

Год со сказки начался

8 января во Дворце культуры ОАО «Завод «Красное Сормово» прошла традиционная, в четвертый раз, рождественская елка главы Сормовского района, организованная при поддержке Нижегородской Епархии.

читать дальше

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда