Версия для печатиВерсия для печати Культура | № 44 | Ноябрь | 2006

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/580/

ТЮЗ раскрывает секреты

ТЮЗ раскрывает секреты

На фоне бурной театральной осени Нижнего Новгорода загадочное молчание продолжал хранить лишь театр юного зрителя, интригуя горожан гигантским, во всю стену здания, полотном темно-вишневого колера с названием премьеры «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА», выведенным аршинными белыми буквами, на горизонтальной линии которых грациозно застыла забавная разновозрастная группа симпатичных неведомых птичек.

Но вот отдел по связи с общественностью ТЮЗа, возглавляемый актером Евгением Карповым, пригласил представителей средств массовой информации на пресс-конференцию, где служители пиара постарались открыть завесы всех тайн театра. И вслед за этой встречей театр юного зрителя им. Н. К. Крупской на минувшей неделе с блеском открыл вышеназванной премьерой свой новый 79-й творческий сезон.

В пресс-конференции, собравшей своеобразный бомонд столичных журналистов (по масштабам Приволжского федерального округа), приняло участие административно-художественное трио: руководитель Комитета по культуре Нижегородской области С. Б. Щербаков и прибывшие к нам из Екатеринбурга два месяца назад опытнейшие профессионалы, вставшие во главе нашего ТЮЗа — директор театра Ю. А. Милютин и заслуженный деятель искусств РФ главный режиссер В. В. Кокорин.

ТЮЗ. Нижний Новгород

Нынешним летом в ТЮЗ пришла новая команда со своими идеями, новым взглядом на репертуарную политику для детей и молодежи, на фирменный стиль театра.

Первое слово было предоставлено главному режиссеру. Вячеслав Всеволодович дал представление о своем творческом кредо и художественной позиции: «Про нижегородский театр я слышал давно, более 20 лет назад. В свое время славились два лучших в стране ТЮЗа — Горьковский и Рижский. Я слышал и о Борисе Абрамовиче (Наравцевиче — главном режиссере Горьковского ТЮЗа — прим. авт.), видел его на одной из конференций, но так моя судьба повернулась, что я не смог с ним пообщаться и не видел театра. И вот я здесь. Знакомлюсь с людьми, с труппой. Сейчас жизнь театра очень напряженная, потому что в ноябре появятся четыре премьеры. Один спектакль «Зимы не будет» артисты театра сочиняли в конце прошлого сезона, а три — совершенно новые, последнего времени. И открытие нашего творческого показа невольно затянулось: надо было все проанализировать, понять, что у нас есть хорошего, с чем стоит проститься.

О новых премьерах. «Снежная королева» у нас получилась серьезнее, чем предполагалось. Поэтому спектакль будет не для самых маленьких, а для детей и взрослых. Ведь Евгений Шварц сочинил ее в 37-м году, и, конечно, чувство трагического времени в ней отразилось. Вот история про ступеньки. Что такое скрип ступеней по ночам в те тревожные времена, дети вряд ли поймут, и объяснять им этого не надо. Но мы, артисты, взрослые люди, порой плачем от этого текста, и находим какое-то еще измерение для старшего возраста.

Премьера в середине ноября — спектакль для самых маленьких будет проходить в фойе второго этажа, где будет сооружен красивый шатер. небольшую группу детишек встретят клоуны и расскажут им одну из интереснейших мировых историй, сочиненную американским писателем Доктором Сьюзом, сказку «Слон Хортон высиживает птенца». К. Чуковский определил творчество писателя как «образец доброй мудрой литературы для детей». Здесь мы ищем форму более конкретного взаимодействия с самым маленьким зрителем, когда они могут оказаться внутри дома, где живет слон Хортон, прикоснуться к интерьеру, к героям сказки.

А завершим ноябрь мы этажом выше, и там на малой сцене проанализируем, что же это за пьеса такая диковинная, написанная сто лет назад молодым еще Горьким под названием «Последние», где ощущается катастрофа, беспокойство о детях, удивительно перекликающиеся с сегодняшними нашими тревогами. Над текстом пьесы Алексея Максимовича сейчас работает старшая группа театра, хотя и молодых артистов занято в ней много. Материал чрезвычайно труден, но он нам и полезен еще как исконная школа русского психологического театра, которую время от времени нужно вспоминать и пропускать через себя эти такие простые, но так легко забываемые истины. Кроме того будем играть и лучшие пьесы, которые создавались в театре ранее.

Готовясь к ближайшей премьере «Снежной королевы», замечательный режиссер по пластике, двухкратный номинант «Золотой маски» Игорь Григурко только что провел семинар и репетиции и влюбил в себя весь театр. Поделюсь своим самым дорогим впечатлением: наша большая сцена, двадцать с лишним человек стоят в шахматном порядке и все занимаются тренингом, разминают свои энергетические точки, помогают друг другу делать массаж, а я говорю нашему директору Юрию Васильевичу: «Этого не делает ни один театр в России!» Выступление руководителя областного Комитета по культуре С. Б. Щербакова вызвало необычайное оживление среди всех присутствующих без исключения, ибо говорил Сергей Борисович о вещах небывалых, либо давно забытых, но уж неожиданных — это определенно: «Не знаю, кто больше волнуется в преддверии открытия театрального сезона: сотрудники театра или новая руководящая команда. Или больше всего волнуется Комитет по культуре, поскольку новая команда театра юного зрителя — все-таки детище уже нашего нового Комитета. Хочу пожелать театру, по старой театральной традиции, ни пуха ни пера и готов даже в ответ коллективно быть посланным к известному персонажу. Мы очень надеемся на новую команду, на творческий коллектив театра, который я хорошо знаю. Ни для кого не секрет, что этот храм искусства — моя альма матер, и тем больше волнуюсь я. Но судя по тому, как движется творческий процесс, все у нас будет хорошо. Что касается некоторых упреков Комитету по культуре, я расскажу, что мы пытаемся в ближайшем будущем сделать.

В 2007 году планируется выделить театру порядка 35 миллионов рублей на реконструкцию сценического, звукового и светового оборудования и, естественно, освоить эти средства. В 2008 году — реконструировать зал, фойе и затем перейти к фасаду. Почему не все сразу? Невозможно технологически, и к тому же тогда мы были бы вынуждены закрыться. Хочется порадоваться с вами вместе тому, что на следующий, 2007 год, Комитет как государственный заказчик приступает к строительству общежития для работников культуры. В 1-м квартале 2008 года мы построим 72 квартиры. Смею заверить всех: все, что мы сможем, сделаем. Равнодушия со стороны Комитета вы не увидите!» Эстафета общения с журналистами перешла в директору ТЮЗа, Ю. А. Милютину: «Очень рад, что год назад по телефону мне сделали предложение, от которого мне невозможно было отказаться. За это время мне удалось пригласить в наш театр таких замечательных персоналий в театральном бизнесе, как главный режиссер Вячеслав Всеволодович Кокорин, моих заместителей по организации зрителя — Татьяна Александровна Лукьянова и по техпроектам — Ирина Юрьевна Скорловцова. Эти и другие мои замечательные помощники все здесь, и я рад, что у нас есть возможность в этом великолепном театре осуществить свои самые смелые планы. Мне хочется выразить особую благодарность за моральную и финансовую поддержку Комитету по культуре, потому что в современной жизни и даже в таком, на мой взгляд, святом месте как театр без них очень трудно осуществлять творческие планы.

Затем настал черед вопросов и ответов. В. Кокорин, говоря о проблеме формирования репертура, размышлял: «Ситуация здесь такая же, как и в жизни. Вот, например, классику, которую мы сейчас делаем на малой сцене, мы не стараемся препарировать суперавангардным способом. Мы создаем достаточно внятный спектакль о тех болевых ситуациях, который написал Горький, хотя это и не будет бытовым спектаклем. Но мы понимаем, что в мире происходит что-то новое, появляется другая драматургия, иные темы, которые, возможно, не так интересны людям постарше, но любопытны молодежи. Мы попытаемся познакомить с ними любопытствующих, а потом обсудить, на сколько это надо. Кто-то скажет, ребята — это клево, а кто-то: что вы себе позволяете! Это жизнь, это нормально, и я думаю, что театр должен быть амбивалентным, он должен интересоваться тем, чем интересуется население. Мы должны стараться, чтобы к нам пришли и те, кто любит что-то серьезное. Я даже хотел сделать такую программу «Театр не для всех». Всем не надо ходить в театр. Вообще, театр — это элитное дело. Когда мы работали в Екатеринбурге с Юрием Алексеевичем, у нас была программа «Театр за бетонной стеной». Вот там возникали совершенно новые, иногда такие жесткие тексты, что мы опускали пожарный занавес, не пускали туда публику моложе 18 лет, как бы щадя их, и объясняли перед каждым спектаклем смысл происходящего. Сейчас Кирилл Серебренников завоевал на Римском кинофестивале Гран-при за свой фильм «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых. Впервые она была сыграна у нас, в Екатеринбургском ТЮЗе в программе «Театр за бетонной стеной». Там появляются слова, которые на сцене — нечастые гости, но они возникают достаточно органично. Перед спектаклем я выходил, предупреждал, чтобы юные души не шокировать, и публика понимала, почему мы взяли этот текст… По большому счету, я думаю, что на этом свете всем места хватит — и классике, и этой молодежи».

На вопрос о птичке, поселившейся на афише, Вячеслав Всеволодович сказал: «Это наш новый тюзовский логотип. Воробей залетел сюда к нам неожиданно, а может быть, он и не воробей, объявляем конкурс по поводу названия этой птички. Она очень симпатичная, нам понравилась: такая же длинноногая, как Юрий Алексеевич, такая же взбалмошная, как я… Пусть дети сочинят, как зовут эту птичку и расскажут историю, как она или он здесь появились. Мне нравится ее характер, она явно горластая — есть у нее нечто вроде рупора. Пусть живет и веселит душу. » В связи с опасением, не превысит ли репертуар для старшего возраста репертуар для младших детей, главный режиссер резюмировал: «Очень важно играть, и это моя принципиальная позиция, серьезные вечерние спектакли для серьезной публики. Я верю, что такая здесь может найтись. Самая ценная обратная связь — это понимающий наши усилия, наши размышления зрительный зал. Дети иногда к этому не подготовлены, и тогда артисты работают вхолостую, Они тратят свои душевные силы, нервы, и постепенно их становится все меньше. Им нужна очень серьезная публика, для этого просто необходимы серьезные вечерние спектакли, где артисты могли бы чувствовать себя властителями дум».

К Новому году зрителей ждет большое праздничное представление, а к Рождеству — камерный спектакль по мотивам святочного рассказа В. Брюсова. В феврале театр пригласит на премьеру детей среднего школьного возраста. Для молодежи и старшего поколения зрителей театр готовит постановку пьесы современного ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан» и «Пять-двадцать пять» молодого драматурга из Санкт-Петербурга Данилы Привалова, а также два специальных проекта: шведские пьесы «Женщина, которая вышла замуж за индюка» Гуниэллы Буэтиус и «Дети Медеи» Пера Лисандера и Сюзанн Остен. Для их постановки театр пригласил из Москвы молодых режиссеров Полину Стружкову и Валерия Караваева.

Специальные проекты станут важной частью развития театра. Весной 2007 года, когда состоятся премьеры, театр с помощью шведских коллег проведет серию семинаров по современной детской драматургии. Шведы предложили поговорить с детьми со сцены как с думающими и много чувствующими людьми, у которых есть настоящие переживания и настоящие проблемы в жизни. Недаром существует мнение, что дети понимают гораздо больше, чем думают взрослые.

В рамках проекта «Международная авторская театральная школа Волга-2007» летом будет создана постоянно действующая международная профессиональная театральная школа, в которой деятели российского и зарубежного театра получат возможность больше узнать о современных методах театрального образования, установить новые творческие контакты с театральными школами в России и в других странах, наладить обменные программы и создать новые форматы программ для желающих учиться в России и за рубежом.

В течение 10-ти дней сорок школьников под руководством британских и российских драматургов будут учиться писать пьесы. Результат их совместного творчества можно будет увидеть на сцене ТЮЗа на гала-представлении в исполнении профессионалов — артистов ТЮЗа под руководством заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Кокорина.

В сентябре 2007 года на базе театра юного зрителя состоится 9-й Всероссийский фестиваль «Реальный театр», признанный третьим по значимости фестивалем в России после «Золотой маски» (Москва) и «Балтийского дома» (Санкт-Петербург). В фестивальной программе свои лучшие спектакли последнего театрального сезона представят театры России.

Завершилась пресс-конференция открытой репетицией спектакля «Снежная королева» на большой сцене. Не покидало ощущение, что нас ожидает необычная, впечатляющая премьера. И она состоялась. Восхитительная волшебная сказка в супераншлаговом зале. Но это уже другая страница театральной истории Нижнего.

Евгений ЗАГОРНЫЙ

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Снего-лего

Снежные пожелания сормовичам

Кто из ребят не любит пушистый белый снег?! Таких, пожалуй, не найдется, ведь из него можно вылепить и задорного снеговика, и горку, а может, и что-то гораздо более необычное. На очередном ежегодном конкурсе «Снего-лего», прошедшем накануне Нового года в Сормовском парке, старшеклассники смогли и в «снежных скульпторов» в свое удовольствие поиграть, и даже призы за это получить.

читать дальше

Штефан Дик из города Брюхзаль в Германии

Немецкий парень учит юных сормовичей

В специальном (коррекционном) детском доме № 1 Сормова занимается информатикой с ребятишками немец Штефан Дик.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда

Научиться живописи маслом возможно у репетитора по рисованию в Нижнем Новгороде.