Версия для печатиВерсия для печати Гость номера | № 39 | Октябрь | 2006

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/471/

Наталья Якутская. Прогимназия № 421

Главное — любовь к детям

Наталья Якутская, директор МОУ прогимназия № 421, педагог высшей категории, «Заслуженный учитель РФ».

— Наталья Владимировна, МОУ № 421 — одна из двух прогимназий Нижнего Новгорода. Что это за учреждение и чем отличается от детского сада?

— Действительно, статус прогимназии в Нижнем Новгороде имеют всего два образовательных учреждения: наше и № 117 в Автозаводском районе. Прогимназия сочетает в себе детский сад и начальную школу. Началось все в 1993 году с апробации на базе нашего детского сада пилотного проекта по освоению комплексной программы «Развивающие воспитание», целью которой является обогащение интеллектуальной и эмоциональной основы средствами игры, игрушки и новых информационных технологий. Дело пошло. А для того, чтобы иметь возможность и дальше продолжить обучение компьютерной грамотности наших детей, на базе садика был создан сначала первый класс, а затем и начальная школа.

— Как проходило становление?

— Очень сложно, потому что мы были первыми. И все-таки наши старания и переживания того стоили: сегодня накоплен серьезный опыт, отработаны методики, и сама жизнь показала, что мы на правильном пути.

— Что представляет из себя прогимназия сегодня?

— Это 7 групп детского сада и 4 класса начальной школы. Наша главная цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для охраны, укрепления здоровья, интеллектуального развития детей, обеспечивающих последующее освоение общеобразовательных программ повышенного уровня. Ежегодно мы выпускаем сорок человек из детского сада, почти половина из них становится учениками первого класса.

— Наталья Владимировна, выходит, что при поступлении в детский сад вы не гарантируете, что ребенок будет взят в первый класс.

— Да, и это прописано в Уставе нашего учреждения. В первый класс мы отбираем наиболее подготовленных детей, и здесь вся ответственность лежит на родителях.

Уровень развития и подготовленности ребенка к школе отслеживается на протяжении нескольких лет, практически с первого дня его пребывания в нашем учреждении. Для большей объективности на каждого ребенка заведена карта индивидуального развития, где педагоги и специалисты отмечают уровень развития маленького человека. И не секрет, что есть дети, которые находятся в группе риска, а есть ребятишки, превышающие стандарты развития, то есть имеющие способности в той или иной области. Сейчас для этих ребят разрабатывается индивидуальная программа. Мы много лет к этому шли. Да и сам статус прогимназии обязывает нас готовить детей с повышенным уровнем развития.

— Наталья Владимировна, а чем отличаются ваши условия от школьных?

— Прежде всего комфортным пребыванием. Наши ребята не испытывают так называемого кризиса семи лет. Став учениками, они остаются в привычных для них условиях. Первоклассники обязательно спят после обеда, все ученики начальной школы получают трехразовое питание.

В школе гибкий график пребывания. Между вторым и третьим уроками — сорокаминутная динамическая пауза, во время которой можно выйти погулять на улицу. Уроки длятся по тридцать пять минут при пятидневной рабочей недели.

В свободное время ребята могут заняться любимым делом, посещая секции и кружки по интересам.

— А какова стоимость пребывания в начальной школе?

— Такая же, как и в детском саду: 500—600 рублей в месяц.

— Наталья Владимировна, а как чувствуют себя ваши выпускники, придя в школьный коллектив?

— Замечательно. Адаптационного периода практически нет: наши ребята контактные, умеют организоваться и выгодно отличаются на общем фоне. Помогает и то, что в школьные коллективы они в основном вливаются большими группами.

У нас, кстати, имеются соглашения о сотрудничестве с лицеем № 82 и гимназическими классами школы № 183. Поступают наши дети в гимназии № 80 и техническую, лицей № 67.

— И все таки основой всему является детский сад. По какому принципу здесь строится работа?

— Главное для нас — любовь к детям. Мы ежедневно соприкасаемся с самым святым на свете — с ребенком, и это самое благодатное, что есть на земле. Поэтому при подборе кадров я в первую очередь смотрю на отношение к маленькому человечку, оцениваю способности педагога ладить с детьми и находить с ними общий язык.

Как я уже говорила, у нас семь групп, включая ясельную, туда приводят детей с двух с половиной лет. Хотя знакомство с ними начинается для меня гораздо раньше: вместе с мамами они уже с годовалого возраста приходят на занятия в группу «Росточки», которую я веду. Пока мамы общаются, а я отвечаю на их вопросы, ребята знакомятся друг с другом, играя, учатся взаимодействовать в коллективе.

В нашем учреждении созданы прекрасные условия для содержания, воспитания и развития детей. Бассейн, сауна, зимний сад, занятия английским языком с четырехлетнего возраста, обучающие игры на компьютере. Дети имеют возможность посещать хоровой и танцевальный кружки, заниматься музыкой, рисованием и спортом…

— Не удивительно, что к вам устроить ребенка очень трудно.

— Сейчас во всем городе возникли проблемы с количеством мест в детских садах. Только в нашем районе их дефицит составляет более девятисот, в нашем учреждении очередь «закрыта» аж до 2009 года. Мамочки, еще будучи в положении, приходят к нам записать своего будущего ребенка. Причем едут и из Большого Козино и из других районов Нижнего Новгорода.

— Для успешной работы нужно иметь единомышленников…

— И они у меня есть. У нас сплоченный, дружный, объединенный общей идеей коллектив, многие члены которого проработали в нашем учреждении долгие годы. Я всегда могу положиться на завуча начальной школы педагога высшей категории Светлану Борисовну Козлову, старшего воспитателя Светлану Николаевну Силантьеву и многих других.

Хотя, если честно, проблемы с кадрами имеются. У нас не хватает четырех воспитателей — сегодня зарплата в три тысячи рублей уже никого не устраивает. Вот и уходят высококвалифицированные педагоги и воспитатели работать гувернерами и нянечками в состоятельные семьи. О серьезности проблемы говорит и тот факт, что никто из закончивших вузы и колледжи в этом году не пришел к нам на работу. Не помогает и двадцатипроцентная надбавка за статус.

О профессионализме наших сотрудников говорит и тот факт, что в прошлом учебном году учитель начальных классов Ирина Львовна Кривель стала призером районного конкурса «Учитель года» и участником городского. Награда от губернатора в 20 тысяч рублей — не только хороший моральный стимул для дальнейшей работы, но и весомая материальная поддержка педагогу.

Мы постоянно участвуем в конкурсах различных рангов и нередко становимся победителями. Так, в конкурсе «Семья — 2005» семья Епифановых была названа лучшей.

Поддержка дошкольного воспитания, к сожалению, не прописана в национальном проекте, нет и специальной программы по дошкольникам. Наверное, это неправильно, и пора подумать о тех, кому родители и государство доверяют здоровье и воспитание человека с раннего возраста. Именно от них во многом зависит, каким маленький человек вырастет в будущем…

Елена Фролова

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Безнадзорные животные, собаки

«Неужели меня будут убивать?»

«Безнадзорные животные — проблемы контролирования численности на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области» — эту тему обсуждали недавно в Торгово-промышленной палате. Актуальность ее несомненна: из года в год все больше и больше людей страдают от укусов собак. Что же делать в этой ситуации? Кого надо жалеть и оберегать — людей или собак?

читать дальше

Старые рождественские открытки

Поздравление из прошлого века

В некоторых семьях необыкновенно трепетно относятся к поздравительным открыткам от родных и близких, десятилетиями бережно хранят их. Около полутора десятков рождественских открыток сохранилось в семейном архиве сормовича Валерия Алексеевича Козлова. Благодаря этому наша газета получила возможность показать читателям, как выглядели новогодние и рождественские открытки ровно 100 лет назад, поведать, чего люди желали друг другу в эти праздники, которые и сегодня мы считаем самыми святыми и волшебными.

читать дальше

Штефан Дик из города Брюхзаль в Германии

Немецкий парень учит юных сормовичей

В специальном (коррекционном) детском доме № 1 Сормова занимается информатикой с ребятишками немец Штефан Дик.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда