Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 44 | Ноябрь | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3386/

Сормовский участок — один из старейших в России

Через четыре года ФГУ «Российский морской регистр судоходства» отметит вековой юбилей. Главное управление Регистра находится в Санкт-Петербурге.

В Сормове, на улице Баррикад, 26, размещается его Нижегородский филиал, а на территории ОАО «Завод «Красное Сормово» — Сормовский участок технического надзора.

— Морской Регистр — это наш надежный партнер по работе, — сказал исполнительный директор ОАО «Завод «Красное Сормово» А. И. Константинов. — Многие годы мы строим суда под контролем и при непосредственном участии этого классификационного общества. Здесь работают высококвалифицированные специалисты, они руководствуются жесткими правилами к строящимся судам, и во многом благодаря этому сормовские суда коммерческого флота являются конкурентоспособными на мировом рынке.

«РУССКИЙ РЕГИСТР»

На рубеже XIX и XX веков судоходство на Волге развивалось «семимильными шагами». Этому способствовала Нижегородская ярмарка: суда с товарами прибывали сюда и с юга — с Каспия, и с севера — с Балтики, по Мариинской системе. Страховые общества, обслуживающие судоходные компании, нуждались в независимой технической экспертизе. Свои услуги предлагало французское бюро «Веритас». Но постановлением Министерства торговли от 31 декабря 1913 года было учреждено классификационное общество «Русский Регистр».

Основная задача, которая была поставлена перед обществом, — создание единых правил оценки технического состояния судов. Объектом особого внимания являлись корпус судна и паровые котлы. Позднее Регистру было вменено разработать правила оценки технического состояния электрооборудования и ряда других объектов.

«Русский Регистр» имел отделения в Нижнем Новгороде, Рыбинске, Астрахани, Архангельске, Перми, Киеве, Херсоне и других городах, а также имел ряд экспертов на Сормовском, Коломенском, Навашинском, Тюменском заводах, в городах Казани, Баку и других.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Современная структура ФГУ «Российский морской регистр судоходства» включает в себя 13 филиалов в Российской Федерации: от Мурманска до Новороссийска и от Балтики до Дальнего Востока. Семь отделений размещаются в Украине. Регистр имеет свои представительства в 28 зарубежных странах, в том числе в Грузии, Латвии, Эстонии, Казахстане, а также в Великобритании, Германии, Венгрии, Финляндии, Китае, Сингапуре, Корее, Аргентине, на Кубе и на Мальте. Вся деятельность РС направлена на обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, охраны судов, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности судов.

На сегодняшний день Нижегородский филиал ФГУ «Российский морской регистр судоходства» — самый обширный по территории. В него входят Сормовский, Ярославский, Зеленодольский, Навашинский, Абаканский и Екатеринбургский участки. В штате филиала — 61 человек, в том числе 22 инспектора на участках. Горьковская инспекция морского Регистра СССР была организована в 1940 году. Здание на улице Баррикад филиал получил в начале 90-х годов, а свое нынешнее название — в 2003-м.

Директор Нижегородского филиала — В. В. Гадалов, сменивший на этом посту С. А. Миронычева, который возглавлял филиал более 10 лет.

— Мы ведем техническое наблюдение за 258 предприятиями и организациями, — отметил заместитель директора И. И. Сергиенко. — В основном за предприятиями по изготовлению материалов и изделий — таких 121. А также за 28 судостроительными и судоремонтными предприятиями, 47 ис-пытательными лабораториями и 53 проектными организациями. Инспекторам нередко приходится ездить в командировки, особенно в Абаканский и Екатеринбургский участки, которые обслуживают предприятия Красноярска, Омска, Томска, Барнаула, Новосибирска.

Ветераны Нижегородского филиала — А. В. Прохоров, возглавляющий группу механиков, бухгалтер В. Н. Горбач, заместитель директора И. И. Сергиенко и директор В. В. Га-далов, отметивший в этом году 30 лет трудовой деятельности.

СОРМОВСКИЙ УЧАСТОК

Сормовский участок технического надзора возглавляет главный инженер-инспектор С. В. Парсенюк. На инспекторов участка возложено осуществление контроля за постройкой судов на заводе «Красное Сормово» на всех этапах — практически от закладки нового корабля до ходовых испытаний.

В 70-е годы участок ютился на «плавучке», затем — «под крылом» трубомедницкого цеха, с 2006 года его офис и архив размещаются в благоустроенных помещениях административно-бытового корпуса цеха СК-3.

Современные правила оценки технического состояния судов весьма обширны. Регистру поручен контроль за соблюдением требований десятка международных конвенций, в том числе СОЛАС (по охране человеческой жизни на море), МАРПОЛ (по предотвращению загрязнения моря), LL-69 (о грузовой марке), конвенции по обмеру судов и др.

— Сейчас «Красное Сормово» строит гражданские суда, в основном танкеры, — пояснил Станислав Владимирович. — Каждый новый проект судна должен быть одобрен Регистром в соответствии с правилами и требованиями всех конвенций. На всех чертежах, технических документах, подлежащих освидетельствованию Регистром, должен стоять наш штамп. Совместно с предприятием составляется перечень — журнал контрольных удостоверений. Весь объем объектов, обозначенных в этом журнале, подлежит предъявлению Регистру. После окончания всех предъявлений Регистр оформляет комплект документов на судно, который позволяет ему эксплуатироваться в международных морских водах. Каждому судну мы выдаем все свидетельства на соответствие международным конвенциям.

Надо отметить, что в комплект входят десятки документов, иные из них имеют объем до 40 листов. Оформление этой документации — дело ответственное, требует большого внимания, здесь недопустимы малейшие неточности и ошибки.

Технический контроль за строительством судов на «Красном Сормове» осуществляют инспектора-механики — С. В. Парсенюк, М. Н. Валгушев и С. И. Синицын, инспектора-корпусники — В. А. Ре-дин и С. Г. Феоктистов, инспектор-электрик С. В. Гаврилин. Техник II категории Е. В. Норкина обеспечивает документационное обслуживание.

Откалиброванные приборы, с помощью которых осуществляется контроль, предоставляет завод. В настоящее время завершен монтаж корпуса очередного танкера проекта 19619, производится монтаж оборудования, систем трубопроводов. На стапеле идут испытания на непроницаемость корпуса. К примеру, чтобы проверить прочность сварных соединений грузового танка, необходимо залить в него 1300 кубометров воды. А таких танков на судне 12.

ДИНАСТИЯ

Руководитель Сормовского участка С. В. Парсенюк продолжает дело своего деда и отца.

Иван Андреевич Парсенюк в 1912 году окончил Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте. В 1925 году работал инженером по освидетельствованию судов в Дальневосточном бюро Регистра СССР, что подтверждает книга «Российский речной регистр в истории отечественного судостроения», вышедшая в 2003 году к 90-летию Русского Регистра. В 1926 году его перевели в Нижегородское бюро регистра СССР наблюдающим за постройкой на «Красном Сормове» нефтевозов для Каспия. Затем — работа на Сормовском заводе в должности заместителя главного инженера, а впоследствии — заведование кафедрой в Горьковском политехническом институте.

Владимир Иванович Парсенюк окончил корфак ГИИВТа и всю трудовую жизнь посвятил речному Регистру. В 50-х — 60-х годах он возглавлял Сормовский участок речного Регистра РСФСР.

Выпускник механического факультета ГИИВТа Станислав Владимирович Парсенюк работал на Волжском пассажирском флоте, в Волжском БУП (Бассейновое управление пути), в госприемке на заводе «Двигатель революции». Но в 1993 году он вступил на «династическую стезю» — пришел работать на Сормовский участок Нижегородского филиала ФГУ «Российский морской регистр судоходства», а в 1999 году возглавил его.

Сын Станислава Владимировича — Алексей Парсенюк — в 2008 году окончил Нижегородскую водную академию и работает в Нижегородском филиале инженером-инспектором группы по освидетельствованию контейнеров. Думается, в рамках Российского морского Регистра таких династий немного. Одна из них — наша, сормовская.

Маргарита ФИНЮКОВА

На снимках: на освидетельствовании монтажа изоляции дымоходов вспомогательных котлов в шахте дымовой трубы

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Наш маленький юбилей

Дорогие читатели! Вы держите в руках юбилейный — 70-й выпуск семейной газеты «Ладушко». Её первый номер вышел в середине января 2003 года — ровно семь лет назад.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда

Персональная художественная школа на дому — лучший способ научиться рисовать.