Версия для печатиВерсия для печати Дела житейские | № 43 | Октябрь | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3382/

«Незнамо что»? — День Народного единства!

«В очередной раз стране предстоит «праздновать» незнамо что. В Смутном времени (конец XVI — начало XVII века) грызловская Госдума отыскала непонятный день 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года и объявила его государственным праздником — днём неизвестного «народного единства». Фальсификация русской истории потребовалась, чтобы затоптать выдающуюся историческую дату — 7 ноября, день Великой Октябрьской социалистической революции». (Николай КИРСАНОВ, доктор исторических наук, профессор. «Народного единства» не могло быть». «Советская Россия», 01.11.07)

С той поры минуло уже почти 400 лет. За это время написано несметное количество книг в различных вариантах, мемуаров и воспоминаний, целые горы статей и художественной литературы. Но немало писавших просто не понимало сути событий или, возможно, выполняло социальный заказ. К нашему времени, по счастью, кое-что прояснилось и в нескольких эссе на одну тему, расположив их в хронологическом порядке, я попытался изложить довольно малоизвестные факты. Надеюсь, это побудит мыслящих людей несколько изменить свой взгляд на праздник, который вовсе не является «фальсификацией русской истории».

На вопрос, зачем это надо, хорошо ответил нижегородский историк Б. М. Пудалов: «Ну, к чему, к чему все это? Зачем Пудалов «копает»? Мол, какая кому разница, из Балахны Кузьма Минин родом или из Нижнего? Кто его родители? Был у него сын Леонтий или не был? Минину от этого не убудет и не прибудет, он же — МИНИН! А в головах людей, которые и без того затуманены, поселится новая сумятица! Но вдумаемся, господа: а отчего он, этот туман, в головах наших соплеменников? Не оттого ли, что ложь и предательство кругом! Подставы, подлоги и прочая, прочая! Всё — на потребу чьему угодно корыстному интересу, но только не народному! Да, что говорить — и сами понимаете… И если уж мы, патриоты России, нет, не на истину, но на правду рукой махнем, то далеко вместе со страной зайти можем! Мы должны быть честны. И прежде всего — перед самими собой!».

В те далекие времена, как и теперь, наша страна тоже жила в условиях кризиса. Слово кризис еще у древних греков означало решение, поворотный пункт или… шанс! Кризис — «эмоционально значимое событие или радикальное изменение», это «состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы». Но мне нравится слово шанс, ведь в переломные даты истории 4 ноября 1612 года и 7 ноября 1917 года наши предки свой шанс реализовали, выбравшись из гражданских войн и построив новое великое государство. Согласитесь, это как-то оба праздника сближает. «Бог троицу любит» — может, и мы из кризиса скоро выйдем? Кстати, говорят, будто День национального согласия выдумали «демократы» во времена Ельцина.. Я, как многие, далеко не в восторге от тогдашнего «торжества демократии». Но с праздником народного единства власти не промахнулись. Умная голова думала, вот только «… россияне по-прежнему воспринимают ноябрьские праздники только как повод для «внепланового» тоста. Результаты репрезентативного опроса наших соотечественников, проводившегося в середине октября Аналитическим центром Юрия Левады, наглядно показывают, что никакого патриотического подъема в День народного единства нация не испытывает, само название праздника почти никто не помнит, а тягу к краткосрочному объединению испытывает разве что мужская часть населения, да и то довольно небольшая.

При этом память о советских красных днях календаря, похоже, укоренилась в сознании россиян крепко — почти каждый четвертый собирается отмечать годовщину октябрьского переворота, даже не задумываясь о том, что это будний день. В опросе «Левада-Центра» было задействовано 1600 респондентов, а статистическая погрешность, как утверждают социологи, не превышает 3%. И на грани этой погрешности (4%) оказалось количество россиян, которые решили, что 4 ноября страна будет отмечать день освобождения от польско-литовских интервентов. 48% респондентов и вовсе затруднились ответить на вопрос, по какому случаю образовался выходной. Тем не менее, количество наших сограждан, называющих праздник правильно, Днем народного единства, судя по опросам, постепенно увеличивается.

Если в 2005-м таковых было лишь 8%, то сейчас уже 23%. Параллельно забывается и предыдущее, «ельцинское» название ноябрьского выходного — День согласия и примирения, однако 22% россиян, похоже, не заметили, что с переносом даты праздника изменилось и его название. Социологи «Левада-Центра» отмечают, что самыми сознательными оказались управленцы — в руководящей среде правильный ответ давали чаще» — писал Федор Серебрянский в статье «Повод свыше» («Время новостей», 02.11.07). Но я позволю себе с этим не согласиться, — это вовсе не «день освобождения от польско-литовских интервентов», это именно «День народного единства», когда сбылись пророческие слова Великого Гражданина России Нижегородца Козьмы Минина: «И, ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безмерную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить». Теперь о дате. В 2002 году «Журнал для тех, кто любит Россию. «Русский дом» опубликовал фото — картину известного художника Эрнста Лисснера «Изгнание поляков из кремля».

Праздновали 390 лет с того дня, а дату поставили 7 ноября (прозрачно намекали сделать общий праздник). Но Дума, во избежание кривотолков, выбрала другую дату. «Осенняя Казанская» звали в народе 4 ноября (22 октября по старому стилю), и этот московский праздник с 1649 года справедливо стал всероссийским. Казанская икона — один из самых почитаемых образов Богородицы, а ее слава «иконы-спасительницы» связана со временем Смуты: вошедшие в Нижегородское ополчение казанские дружины и принесли с собой Казанскую икону, передав ее князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт ополчение под своё покровительство. В ночь на 4 ноября томившемуся в плену архиепископу Арсению Элассонскому явился святой Сергий Радонежский (вдохновитель Куликовской битвы) и поведал ему: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

Радостное известие разлетелось по войскам. «Подкрепляемые силой Свыше», русские 4 ноября штурмом взяли Китай-город (прилегающий к Кремлю район Москвы), а через три дня, 7 ноября, сдался польский гарнизон в Кремле — и страшный зверь «Смута» был повержен. Не очень верится в совпадение дат?

Вот воспоминания современника: «Итак, на следующий день, 7 ноября, русские вошли в крепость с великою радостию, а в нас это вызывало великую скорбь и сожаление. Рыцарство отведено в таборы и роздано боярам, а имущество, какое у кого было, отняли и роздали русским казакам. Принимал его Кузьма», писал польский полковник Осип Будила (Юзеф Будзило). Источник сохранился — это «Дневник событий, относящихся к Смутному времени». Русская историческая библиотека. Т. 1. СПб. 1872.

«Передовая марксистская теория» так и не смогла объяснить причины Смуты. Доктор исторических наук, профессор Ленинградского государственного университета Руслан Григорьевич Скрынников сумел восстановить старый термин «Смута» — суть событий, по его мнению, была в гражданской войне. Вот и выходит, красный день календаря — день 7 ноября напрямую связан с двумя русскими гражданскими войнами….

И опять про «день 7 ноября— красный день календаря». Это же прекрасный праздник! В своем роде это день победы — в 1612 году в этот день сдались поляки в кремле. Он же — годовщина Великой Октябрьской революции. В 1812 году французские интервенты оставили Москву, и к 7 ноября 1812 года войска Наполеона Бонапарта добежали аж до Смоленска. Сталин принимал 7 ноября 1941 года парад на Красной площади, который по радио слушала вся страна. События для нашего народа весьма знаковые, и многие граждане страны 7 ноября были счастливы. Семьдесят лет в этот день праздновали, что в 1917 году к власти пришла партия, которая хотела на свой лад осчастливить всю Россию. А вот в 1612 году победили люди, которые хотели остановить смуту и наладить по тем временам нормальную жизнь. И с ними были все настоящие граждане страны. Князь Пожарский и гражданин Минин обеспечили передачу власти законно избранному царю добровольно! (случай, согласитесь, редчайший в мировой истории).

На Красной площади столицы перед величественным многоглавым собором Василия Блаженного стоит монумент в память освобождения Москвы от иноземцев в 1612 году. На его гранитном постаменте — лаконичная бронзовая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Монумент установлен к 200-летию этих великих и трагических событий в истории России. В конкурсе участвовали многие российские скульпторы, но лучшим был проект Мартоса. Скульптор предложил установить памятник не в Нижним Новгороде, а в Москве. Для Нижнего же Мартос изготовил памятник-обелиск Минину и Пожарскому, который был установлен в 1828 году. А в Москве местом установки памятника, обращенного лицом к Кремлю, избрали середину Красной площади около Торговых рядов.

По мартосовской модели памятник в 1816 году отлил в бронзе в Петербурге Василий Екимов. В городе, где Минин начинал собирать ополчение, памятнику устроили торжественную встречу. Очевидец описывал это событие: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены как некие горожане, так и всего здешнего края жители появлением в здешних водах столь знаменитого памятника согражданину своему». Из Нижнего памятник по Оке довезли до Коломны, а затем по Москве-реке прямо к стенам Кремля. Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало.

Значение памятника Минину и Пожарскому уже тогда далеко выходило за рамки памяти о событиях 1612 года — он не только стал первым монументом в Москве, но и первым памятником человеку из простого народа. Памятником Гражданам. По счастью, не попал памятник в 1918 году и под лихой декрет Совета Народных комиссаров «О снятии памятников царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской социалистической революции».

В XXI веке восторжествовала справедливость и в отношении нашего города. 4 ноября 2005 года в стране впервые праздновали День народного единства — воскрешенный государственный праздник. Центром празднования был Нижний Новгород, где при участии Патриарха Алексия II было открытие памятника Минину и Пожарскому. Напротив крепостных ворот, из которых когда-то вышло народное ополчение, стоит с тех пор точная копия московского памятника.

«День 7 ноября — красный день календаря. Посмотри в свое окно, все на улице красно». Когда-то в нашей большой общей стране эти стихи знал каждый ребенок, у многих они навсегда врезались в память. Согласитесь, желающих отмечать годовщину Великой Октябрьской революции с каждым годом становится все меньше. А вот 4 ноября в России вновь стало государственным праздником (360 лет назад, в 1649 году, об этом объявили царским указом). Правда, в праздник «День примирения и согласия» кроваво-красного цвета явно поубавилось. Властвующие политики всегда стремились приспособить историю под текущие потребности в плане манипулирования общественным мнением. Возрождение празднования 4 ноября помимо всего прочего не только призвано стать символом единения народов России, но и работать на пропаганду сильной власти. Цари, императоры и прочие генсеки на протяжении веков твердой рукой вели Россию по пути укрепления, расширения, развития. Но это и для нас разве плохо? Стоит вспомнить, что говорили умные люди: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия…» (писатель Борис Васильев).

А вот теперь, прочитав все, подумайте, сограждане: может быть, все-таки стоит отмечать этот праздник именно 7 ноября? И пусть каждый празднует, что хочет — кто годовщину революции, кто день изгнания интервентов из Кремля, кто окончание гражданской войны — Смуты, а кто изгнание Наполеона в 1812 году. Тогда и станет праздник настоящим Днем народного единства…

Может быть, есть смысл все же наконец и запомнить название этого праздника?

Евгений ЖМАКИН

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Наш маленький юбилей

Дорогие читатели! Вы держите в руках юбилейный — 70-й выпуск семейной газеты «Ладушко». Её первый номер вышел в середине января 2003 года — ровно семь лет назад.

читать дальше

Старые рождественские открытки

Поздравление из прошлого века

В некоторых семьях необыкновенно трепетно относятся к поздравительным открыткам от родных и близких, десятилетиями бережно хранят их. Около полутора десятков рождественских открыток сохранилось в семейном архиве сормовича Валерия Алексеевича Козлова. Благодаря этому наша газета получила возможность показать читателям, как выглядели новогодние и рождественские открытки ровно 100 лет назад, поведать, чего люди желали друг другу в эти праздники, которые и сегодня мы считаем самыми святыми и волшебными.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда

С репетитором по рисованию можно научиться рисовать быстро и легко.