
«Приятно видеть, какими взрослыми, образованными мои ученики покидают стены школы …»
Профессия учителя одна из самых значимых и уважаемых в обществе. Но что это такое быть педагогом? Об особенностях своей работы рассказала Жанна Александровна Степанова, учитель русского языка и литературы лицея № 82.
Жанна Александровна, расскажите, пожалуйста, как начинался ваш профессиональный путь?
В 1988 году после окончания филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского я по распределению пришла в Сормовское РОНО, которое возглавлял тогда Виктор Михайлович Андреев. Он мне сразу сказал: «Определю тебя в лучшую школу района 82-ю». На собеседовании я, тогда еще молодой специалист, честно призналась директору Александре Павловне Мельниковой, что боюсь входить в класс, на что она мне ответила: «Не боги горшки обжигают». Именно с этим напутствием я и шла на свои первые уроки.
Каким он был ваш первый урок?
Это было 1 сентября, «Урок мира» в 4-м классе. Помню, что волновалась. Для меня начало нового учебного года это каждый раз по-новому трепетный момент. Но самое трудное это начать, сказать первые слова, когда на тебя вопросительно, с надеждой, смотрят столько детских глаз. А потом, когда чувствуешь отклик с их стороны, страх и неуверенность уходят. Так было и в первый раз. Но, как ни странно, мне запомнился другой урок. Он был посвящен Дню Победы. Меня поразило, с каким вниманием десятилетние девчонки и мальчишки отнеслись к такой серьезной теме «Дети войны». Непросто было подобрать нужные произведения, найти те слова, которые помогли бы ребятам разобраться в этом сложном, взрослом вопросе. Но, судя по реакции, высказываниям учеников, мне это удалось.
С какими проблемами вам довелось столкнуться как молодому учителю?
Тогда мне очень помогло то качественное образование, которое я получила в вузе. На уроках мне удалось продемонстрировать ученикам глубину и широту своих знаний, свою эрудированность. Наверное, ребята просто поняли, что к ним пришел человек, который может многому их научить, рассказать немало интересного, и это вызвало должный отклик уважение к педагогу. Думаю, именно поэтому мне не пришлось столкнуться с такой распространенной проблемой многих молодых учителей, как отсутствие необходимой дисциплины в классе. Конечно, полностью избежать ошибок не удалось. Например, навыки в методике преподавания приходят только какое-то время спустя. Со временем учишься контролировать и свои слова, и эмоции, начинаешь ответственнее относиться к собственным поступкам. Но, даже достигнув определенного уровня, хороший педагог никогда не останавливается в своем развитии. Даже сейчас, имея за плечами 21 год работы в профессии, я продолжаю постоянно учиться чему-то новому. А тогда, в первый год работы, своей поддержкой, советами мне особенно помогла старейшая учительница нашей школы Лидия Алексеевна Кострова. Я до сих пор очень благодарна ей за это.
Как заслужить авторитет у детей?
Очень важно дать ребятам понять, что учитель не просто преподает урок, ставит оценки. Педагог такой же человек, как они сами. Еще с детьми надо быть честным и справедливым. Например, взрослому непросто искренне признаться, что он в чем-то был не прав. Но дети очень ценят то, что учитель способен признать свои ошибки. И, конечно, хороший педагог должен быть объективным ко всем ученикам.
Что, на ваш взгляд, сложнее вести уроки или быть классным руководителем?
Быть классным руководителем гораздо труднее, потому что в этом случае ты чувствуешь свою ответственность за все: и за оценки учеников по всем предметам, и за их поведение в школе, в кружках, в секциях, и за их взаимоотношения с родителями и со сверстниками, и за многое другое. Нередко приходится решать и их личные проблемы, беседовать на самые разные темы от детских восторгов пятиклашек по поводу приобретения какого-нибудь котёнка до юношеских вопросов о первой любви. Порой это бывает не просто. Но за те несколько лет, в течение которых ребята вырастают на моих глазах, они становятся родными. И так приятно видеть, какими взрослыми, образованными мои ученики покидают стены школы, и гордо осознавать, что, в том числе, и благодаря мне они стали такими.
Как на уроках вам удается заинтересовать ребят тем или иным произведением?
Кроме использования приемов, общеизвестных в методике преподавания предмета, важно показать ребятам связь литературных произведений с жизнью, чтобы они поняли, что литература есть не нечто абстрактное, а своеобразная иллюстрация к реальной жизни. Хорошо, если в некоторых из текстов ребята увидят и аналогию со своим личным опытом. Кроме того, литература это один из видов искусства, который апеллирует к чувствам человека, а произведение, вызвавшее в ученике эмоциональный отклик, не может не заинтересовать его.
Изменился ли интерес к литературе у современных школьников по сравнению с ребятами, которых вы учили 20 лет назад?
Изменился значительно и, к сожалению, не в лучшую сторону. Сейчас дети «растут на компьютерах». Они погружены в иллюзорные игры, виртуальный мир Интернета. Поменялись и их литературные пристрастия. Место русской классики на их столах заняли книги в жанре «фэнтези», смысл которых исключительно в развлечении, а отнюдь не в воспитании личности, не в развитии чувств, не в получении новых знаний. Моя задача как учителя заставить посмотреть ребят на жизнь реальную, задуматься о ней. Скажу честно: порой это бывает непросто. Проблема заключается еще и в том, что родители школьников тоже стали мало читать, что не может не сказаться отрицательно на детях, которые обычно берут пример именно со своего ближайшего взрослого окружения.
Произведения каких авторов, изучаемые в рамках школьной программы, пользуются большей популярностью у школьников?
Один из самых читаемых авторов Михаил Булгаков, вне зависимости от того, какое его произведение изучается. Нравится ребятам поэзия Сергея Есенина, лирика «Серебряного века». Хотя, безусловно, у каждого ребенка есть свои личные читательские предпочтения, но, как показывает практика, многое здесь зависит от учителя, от того, как он «преподнесет» творчество того или иного писателя. На своих уроках я стараюсь раскрыть индивидуальность каждого автора, показать его неповторимость, уникальность, чтобы ребятам не просто понравились какие-то отдельные произведения, а чтобы у них сформировался интерес, прежде всего, к личности писателя, и уже на этой основе к его творчеству.
Чья оценка вашей работы является для вас наиболее значимой?
Конечно, приятно, когда качество моей работы достаточно высоко оценивают профессионалы, но лично для меня гораздо ценнее, если я получаю «обратную связь» от своих учеников, если чувствую их искреннее отношение ко мне, доверие, которое всегда страшно не оправдать.
Кстати: профессионализм Жанны Александровны по достоинству оценили и специалисты, и ученики. В 2009 году она получила грант Президента России по приоритетному национальному проекту «Образование», заняла первое место на районном этапе конкурса «Учитель года» и третье на городском этапе, а также стала победителем школьного конкурса «Любимый учитель 2008».
Записала Светлана МИХАЙЛОВА

Немецкий парень учит юных сормовичей
В специальном (коррекционном) детском доме № 1 Сормова занимается информатикой с ребятишками немец Штефан Дик.

Поздравление из прошлого века
В некоторых семьях необыкновенно трепетно относятся к поздравительным открыткам от родных и близких, десятилетиями бережно хранят их. Около полутора десятков рождественских открыток сохранилось в семейном архиве сормовича Валерия Алексеевича Козлова. Благодаря этому наша газета получила возможность показать читателям, как выглядели новогодние и рождественские открытки ровно 100 лет назад, поведать, чего люди желали друг другу в эти праздники, которые и сегодня мы считаем самыми святыми и волшебными.
Наш маленький юбилей
Дорогие читатели! Вы держите в руках юбилейный 70-й выпуск семейной газеты «Ладушко». Её первый номер вышел в середине января 2003 года ровно семь лет назад.
![]() |
Опрос
А Вы сормович?
/
Все права защищены и охраняются законами РФ. Полная или частичная перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции. Цитирование в Интернете материалов газеты и сайта разрешается только при наличии гиперссылки на сайт www.sormovich.nnov.ru. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. | © Редакция газеты «Красный Сормович», 20042016 Свидетельство о регистрации газеты № C02220 от 13.04.99 выдано Поволжским региональным управлением Комитета РФ по печати. E-mail: [email protected] Главный редактор Юлия Лямкова Адрес редакции: Телефоны: © Разработка сайта — Александр Куликов, 20062010 |
![]() | ![]() |