Версия для печатиВерсия для печати Гость номера | № 40 | Октябрь | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3353/

«Приятно видеть, какими взрослыми, образованными мои ученики покидают стены школы …»

Профессия учителя — одна из самых значимых и уважаемых в обществе. Но что это такое — быть педагогом? Об особенностях своей работы рассказала Жанна Александровна Степанова, учитель русского языка и литературы лицея № 82.

— Жанна Александровна, расскажите, пожалуйста, как начинался ваш профессиональный путь?

— В 1988 году после окончания филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского я по распределению пришла в Сормовское РОНО, которое возглавлял тогда Виктор Михайлович Андреев. Он мне сразу сказал: «Определю тебя в лучшую школу района — 82-ю». На собеседовании я, тогда еще молодой специалист, честно призналась директору — Александре Павловне Мельниковой, что боюсь входить в класс, на что она мне ответила: «Не боги горшки обжигают». Именно с этим напутствием я и шла на свои первые уроки.

— Каким он был — ваш первый урок?

— Это было 1 сентября, «Урок мира» в 4-м классе. Помню, что волновалась. Для меня начало нового учебного года — это каждый раз по-новому трепетный момент. Но самое трудное — это начать, сказать первые слова, когда на тебя вопросительно, с надеждой, смотрят столько детских глаз. А потом, когда чувствуешь отклик с их стороны, страх и неуверенность уходят. Так было и в первый раз. Но, как ни странно, мне запомнился другой урок. Он был посвящен Дню Победы. Меня поразило, с каким вниманием десятилетние девчонки и мальчишки отнеслись к такой серьезной теме — «Дети войны». Непросто было подобрать нужные произведения, найти те слова, которые помогли бы ребятам разобраться в этом сложном, взрослом вопросе. Но, судя по реакции, высказываниям учеников, мне это удалось.

— С какими проблемами вам довелось столкнуться как молодому учителю?

— Тогда мне очень помогло то качественное образование, которое я получила в вузе. На уроках мне удалось продемонстрировать ученикам глубину и широту своих знаний, свою эрудированность. Наверное, ребята просто поняли, что к ним пришел человек, который может многому их научить, рассказать немало интересного, и это вызвало должный отклик — уважение к педагогу. Думаю, именно поэтому мне не пришлось столкнуться с такой распространенной проблемой многих молодых учителей, как отсутствие необходимой дисциплины в классе. Конечно, полностью избежать ошибок не удалось. Например, навыки в методике преподавания приходят только какое-то время спустя. Со временем учишься контролировать и свои слова, и эмоции, начинаешь ответственнее относиться к собственным поступкам. Но, даже достигнув определенного уровня, хороший педагог никогда не останавливается в своем развитии. Даже сейчас, имея за плечами 21 год работы в профессии, я продолжаю постоянно учиться чему-то новому. А тогда, в первый год работы, своей поддержкой, советами мне особенно помогла старейшая учительница нашей школы — Лидия Алексеевна Кострова. Я до сих пор очень благодарна ей за это.

— Как заслужить авторитет у детей?

— Очень важно дать ребятам понять, что учитель не просто преподает урок, ставит оценки. Педагог — такой же человек, как они сами. Еще с детьми надо быть честным и справедливым. Например, взрослому непросто искренне признаться, что он в чем-то был не прав. Но дети очень ценят то, что учитель способен признать свои ошибки. И, конечно, хороший педагог должен быть объективным ко всем ученикам.

— Что, на ваш взгляд, сложнее — вести уроки или быть классным руководителем?

— Быть классным руководителем гораздо труднее, потому что в этом случае ты чувствуешь свою ответственность за все: и за оценки учеников по всем предметам, и за их поведение в школе, в кружках, в секциях, и за их взаимоотношения с родителями и со сверстниками, и за многое другое. Нередко приходится решать и их личные проблемы, беседовать на самые разные темы — от детских восторгов пятиклашек по поводу приобретения какого-нибудь котёнка до юношеских вопросов о первой любви. Порой это бывает не просто. Но за те несколько лет, в течение которых ребята вырастают на моих глазах, они становятся родными. И так приятно видеть, какими взрослыми, образованными мои ученики покидают стены школы, и гордо осознавать, что, в том числе, и благодаря мне они стали такими.

— Как на уроках вам удается заинтересовать ребят тем или иным произведением?

— Кроме использования приемов, общеизвестных в методике преподавания предмета, важно показать ребятам связь литературных произведений с жизнью, чтобы они поняли, что литература есть не нечто абстрактное, а своеобразная иллюстрация к реальной жизни. Хорошо, если в некоторых из текстов ребята увидят и аналогию со своим личным опытом. Кроме того, литература — это один из видов искусства, который апеллирует к чувствам человека, а произведение, вызвавшее в ученике эмоциональный отклик, не может не заинтересовать его.

— Изменился ли интерес к литературе у современных школьников по сравнению с ребятами, которых вы учили 20 лет назад?

— Изменился значительно и, к сожалению, не в лучшую сторону. Сейчас дети «растут на компьютерах». Они погружены в иллюзорные игры, виртуальный мир Интернета. Поменялись и их литературные пристрастия. Место русской классики на их столах заняли книги в жанре «фэнтези», смысл которых — исключительно в развлечении, а отнюдь не в воспитании личности, не в развитии чувств, не в получении новых знаний. Моя задача как учителя — заставить посмотреть ребят на жизнь реальную, задуматься о ней. Скажу честно: порой это бывает непросто. Проблема заключается еще и в том, что родители школьников тоже стали мало читать, что не может не сказаться отрицательно на детях, которые обычно берут пример именно со своего ближайшего взрослого окружения.

— Произведения каких авторов, изучаемые в рамках школьной программы, пользуются большей популярностью у школьников?

— Один из самых читаемых авторов — Михаил Булгаков, вне зависимости от того, какое его произведение изучается. Нравится ребятам поэзия Сергея Есенина, лирика «Серебряного века». Хотя, безусловно, у каждого ребенка есть свои личные читательские предпочтения, но, как показывает практика, многое здесь зависит от учителя, от того, как он «преподнесет» творчество того или иного писателя. На своих уроках я стараюсь раскрыть индивидуальность каждого автора, показать его неповторимость, уникальность, чтобы ребятам не просто понравились какие-то отдельные произведения, а чтобы у них сформировался интерес, прежде всего, к личности писателя, и уже на этой основе — к его творчеству.

— Чья оценка вашей работы является для вас наиболее значимой?

— Конечно, приятно, когда качество моей работы достаточно высоко оценивают профессионалы, но лично для меня гораздо ценнее, если я получаю «обратную связь» от своих учеников, если чувствую их искреннее отношение ко мне, доверие, которое всегда страшно не оправдать.

Кстати: профессионализм Жанны Александровны по достоинству оценили и специалисты, и ученики. В 2009 году она получила грант Президента России по приоритетному национальному проекту «Образование», заняла первое место на районном этапе конкурса «Учитель года» и третье — на городском этапе, а также стала победителем школьного конкурса «Любимый учитель — 2008».

Записала Светлана МИХАЙЛОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Старые рождественские открытки

Поздравление из прошлого века

В некоторых семьях необыкновенно трепетно относятся к поздравительным открыткам от родных и близких, десятилетиями бережно хранят их. Около полутора десятков рождественских открыток сохранилось в семейном архиве сормовича Валерия Алексеевича Козлова. Благодаря этому наша газета получила возможность показать читателям, как выглядели новогодние и рождественские открытки ровно 100 лет назад, поведать, чего люди желали друг другу в эти праздники, которые и сегодня мы считаем самыми святыми и волшебными.

читать дальше

Безнадзорные животные, собаки

«Неужели меня будут убивать?»

«Безнадзорные животные — проблемы контролирования численности на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области» — эту тему обсуждали недавно в Торгово-промышленной палате. Актуальность ее несомненна: из года в год все больше и больше людей страдают от укусов собак. Что же делать в этой ситуации? Кого надо жалеть и оберегать — людей или собак?

читать дальше

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда

Научиться рисовать может каждый, было бы желание.