Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 40 | Октябрь | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3350/

В нашей жизни была «Барракуда»

29 сентября удары корабельного колокола известили о начале встречи подводников — конструкторов и строителей — в музее истории завода «Красное Сормово». Ровно 25 лет назад ВМФ страны была сдана головная атомная подводная лодка 945 проекта «Барракуда» сормовской постройки.

С головной мы пылинки сдували…

Ветеранов подводного судостроения приветствовал директор музея В. Д. Замышевский. Он отметил, что создание сормовичами АПЛ третьего поколения — «Барракуды» — было значительным техническим прорывом, в первую очередь благодаря акустическим характеристикам подводного корабля и освоению технологии сборки и сварки корпусов из титанового сплава.

— Это была высочайшая планка, и мы ее взяли, — сказал он, передавая слово генеральному директору ОАО «Завод «Красное Сормово» Н. С. Жаркову.

— Двадцать пять лет — значительный период в жизни человека, — сказал Николай Сергеевич, поздравляя участников создания «Барракуды» с юбилейной датой. — Но все помнится четко и ясно, словно было вчера: наш общий труд и трудности, преодоленные коллективом. И та особая напряженная атмосфера, в которой создавалась головная лодка 945 проекта. От каждого требовалась колоссальная концентрация всех усилий — умственных, нервных, физических. Это было состояние необыкновенного подъема. С головной мы буквально пылинки сдували. И с поставленной задачей справились с честью — благодаря вам, патриотам своей Родины и своего завода. Мы горды, что посвятили свои жизни созданию самого могущественного в мире флота.

И для главного конструктора ЦКБ «Лазурит» В. П. Иноземцева события четвертьвековой давности с годами не стерлись в памяти: и подписание акта, и проводы корабля из заводской гавани, и напутственные слова Н. С. Жаркова: «Мы хорошо поработали здесь, надеюсь, не хуже сработаем на базе». А потом был непростой переход до Северодвинска. Многое пришлось исправлять на ходу, во время перехода работали сутками, оперативки проводили в 2 часа ночи. Достройка корабля тоже не всегда шла гладко. Особой отметиной в сердце и памяти стала дата 6 марта 1985 года: первый самостоятельный ход подводной лодки в бухте Оленьей. И непередаваемое ощущение победы, полета, когда лодка легко и плавно разогналась до 10 узлов. Это был достойный итог великих трудов и бессонных ночей. И как награда — отзыв контр-адмирала А. М. Сальникова, командира бригады сдающихся подводных лодок в г. Северодвинске: «Нет специалистов лучше сормовичей. Нет подводных лодок лучше сормовских». К сожалению, не все дожили до этого юбилея: нет с нами главного конструктора проекта Н. И. Кваши…

— Может быть, мы тогда сами не до конца осознавали, какое чудо мы сотворили, — сказал В. П. Иноземцев. — Какая это удача, что в нашей судьбе была «Барракуда», это были очень трудные, но самые счастливые годы в нашей жизни.

«Барракуда» — наш ответ Америке

Каждый из выступающих добавлял в общую картину создания подводного крейсера свой яркий штрих. На встрече присутствовал гость из Севастополя, бывший главный военпред, капитан I ранга Ю. И. Василенко, который принимал головную «Барракуду». Четырнадцать лет жизни отданы им АПЛ 945-го проекта.

— Строительство корабля такого класса — дело непростое, — сказал он. — Чего только не случалось во время испытаний. Но два эпизода запомнились на всю жизнь. Первое глубоководное погружение, когда вместо 600 метров мы решили опуститься на глубину в 620! И испытание всплывающей камеры. Операция новая, необычная, связь с лодкой отсутствовала. Без проблем не обошлось. Но завершилось все благополучно. Главной наградой для себя я считаю знакомство, общение с замечательными людьми — сормовичами. Давно не был в Сормове, но радостно, что люди узнают меня и сегодня. Работа с этим проектом — награда судьбы.

Ответственный сдатчик головной «Барракуды» А. А. Бублик напомнил, что в 80-е годы американцы начали обгонять нас по АПЛ третьего поколения: в США была разработана программа создания подводных крейсеров с мощной акустикой, малошумных, с современным вооружением и большой глубиной погружения. Альтернативой этим крейсерам стала наша АПЛ — «Барракуда» в корпусе из титанового сплава. Была разработана технология сварки титанового сплава, созданы и оснащены оборудованием производственные помещения, обучены специалисты. Второй важной задачей стало размещение в лодке всего необходимого оборудования и вооружения. Люди работали в три смены. Но уникальное техническое сооружение было построено и передано в состав 1-й флотилии Северного флота. По сложности оно сопоставимо только с космическим кораблем, а по многим параметрам превосходит его. По скрытности, малошумности «Барракуде» нет равных и сегодня.

— Все говорят о подводной лодке в целом. А для чего она создана? — заметил директор производства спецтехники ОАО «Завод «Красное Сормово» В. А. Островский. — Чтобы доставлять боезапас и то, откуда он «вылетает» — торпедные аппараты. Мы приобрели огромный опыт работы с титаном, сумели понять особенности этого непростого в обработке металла. Сложностей при создании головного комплекта торпедных аппаратов было немало, но главный итог нашей работы — они стреляли, и торпеды точно поражали цель. Благодаря титану сормовские специалисты стали более грамотными, вышли на новый уровень. Титан заставил на многое взглянуть по-новому, многому научиться. И сегодня качество сормовской спецтехники не вызывает нареканий, рекламаций нет. Пусть завод сохраняет это уникальное производство, будет постоянным и надежным производителем для подводных лодок всех проектов.

Лучшая неатомная 29 сентября 1984 года был подписан акт сдачи-приемки головной АПЛ «Барракуда», а на следующий день, 30 сентября — головной дизельной ПЛ проекта 877 «Варшавянка». От имени «дизелистов» слово взял М. А. Удалов. Кроме головной ему довелось строить первую экспортную «Варшавянку» — для Польши. Предполагалось строить эти лодки для стран Варшавского договора — отсюда и ее название. С 1984 по 2005 год были построены «Варшавянки» для Польши, Румынии, Алжира, Индии, Китая. Сормовские специалисты достойно справлялись со всеми поставленными перед ними задачами благодаря опыту, умению и высокому мастерству. А. А. Неферов — непосредственный участник создания лодок обоих проектов, и 945-го, и 877-го. До «Варшавянки» он принимал участие в строительстве 17-ти «Сомов» (дизель-электрическая ПЛ проекта 641 Б). Он рассказал о технических особенностях и новшествах, обеспечивших «Варшавянке» уникальную, непревзойденную малошумность, напомнил фразу из отчета: «Шум моря превышает шум лодки». А. А. Неферов с благодарностью вспомнил обо всех, кто проектировал «Варшавянку», кто строил ее, не уходя с лодки по несколько смен, кто, не щадя здоровья и нервов, выхаживал ее, и благодаря кому ее называют «лучшей неатомной» и самой малошумной в мире. И еще много раз за этот вечер звучали слова «уникальный», «непревзойденный».

«Барракуда» — победа сормовичей

А. А. Чупрунов, зам. директора ООО «СЭМП», принес своеобразный документ, который сегодня имеет все основания считаться историческим. В день подписания приемного акта АПЛ «Барракуда» им были написаны стихи, посвященные этому знаменательному событию. Тогда на листке со стихами оставили свои подписи Жарков, Кваша, Василенко, Лавковский, Иноземцев, Бублик и другие…

— Лодка — красавица! — уверен А. А. Супрунов.

Эту мысль подхватил А. А. Постнов, заместитель главного конструктора «Барракуды»:

— Когда 29 июля 1983 года лодку спускали на воду и люди впервые смогли ее увидеть при свете дня целиком, на берегу, все восхищенно ахали, оценив все ее величие и красоту. Силуэт лодки проектанты срисовали с западно—африканского тунца. 65% проектантов — женщины, и красота лодки — их заслуга. Спасибо всем женщинам, принимавшим участие в проектировании и строительстве этих красавиц!.

Председатель общественного совета музея истории завода Ю. К. Меньщиков напомнил, что в эти дни следует отметить еще два юбилея: 75 лет назад, в августе 1934 года, был подписан приемный акт на «Щуку» — первую подводную лодку, построенную на заводе; а 50 лет назад подписали приемный акт на головную дизельную ПЛ проекта 633 (проектант — ЦКБ «Лазурит»). Все четыре юбилея объединяет одно: все эти корабли построены впервые и построены на Волге! Это великий подвиг, и не только рабочий, инженерный, но и стратегический. Самое массовое строительство подводных лодок происходило именно на «Красном Сормове»: 3 лодки в месяц, а иногда — 10 в квартал! Уникальна работа сормовских специалистов и на сдаточных базах. Там не было слов «нельзя сделать», работали сутками, чтобы оперативно устранить дефекты, исправить замечания, проявляя поистине трудовой героизм. Все было подчинено единой цели — сдать корабль вовремя. Сормовский народ — рабочие, инженеры-конструкторы — уникальны, они могут сделать все. Ю. К. Меньщиков выразил надежду многих ветеранов подводного судостроения на то, чтобы их колоссальный опыт еще пригодился.

С. А. Лавковский, бывший начальник ЦКБ «Лазурит», отметил важность и значимость оценки работы сормовичей «со стороны»: моряки-подводники всегда преклонялись перед мастерством сормовичей и высоко ценили построенные ими корабли. АПЛ «Барракуда» получила высочайшее признание государства: ряд ее создателей были удостоены Государственных премий. Говорили, сормовичи сотворили чудо-корабль.

— Две главные приметы «Барракуды» — титан и малошумность, — сказал директор инженерного центра ОАО «Завод «Красное Сормово» С. И. Смирнов. — Среди АПЛ третьего поколения («Акула», «Гранит») «Барракуда» — самая малошумная, лучшая в своем классе, с неплохой скоростью, до 33-х узлов. Причем на восьми узлах она шумит меньше, чем на четырех. Это серьезный вклад не только в технику, но и в науку. «Барракуда» — это великая победа сормовичей. Красивые люди, красивая работа — красивый корабль.

Последняя фраза — как отточенный афоризм или аксиома. А аксиома, как известно, не требует доказательств.

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Старые рождественские открытки

Поздравление из прошлого века

В некоторых семьях необыкновенно трепетно относятся к поздравительным открыткам от родных и близких, десятилетиями бережно хранят их. Около полутора десятков рождественских открыток сохранилось в семейном архиве сормовича Валерия Алексеевича Козлова. Благодаря этому наша газета получила возможность показать читателям, как выглядели новогодние и рождественские открытки ровно 100 лет назад, поведать, чего люди желали друг другу в эти праздники, которые и сегодня мы считаем самыми святыми и волшебными.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда