Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 40 | Октябрь | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3350/

В нашей жизни была «Барракуда»

29 сентября удары корабельного колокола известили о начале встречи подводников — конструкторов и строителей — в музее истории завода «Красное Сормово». Ровно 25 лет назад ВМФ страны была сдана головная атомная подводная лодка 945 проекта «Барракуда» сормовской постройки.

С головной мы пылинки сдували…

Ветеранов подводного судостроения приветствовал директор музея В. Д. Замышевский. Он отметил, что создание сормовичами АПЛ третьего поколения — «Барракуды» — было значительным техническим прорывом, в первую очередь благодаря акустическим характеристикам подводного корабля и освоению технологии сборки и сварки корпусов из титанового сплава.

— Это была высочайшая планка, и мы ее взяли, — сказал он, передавая слово генеральному директору ОАО «Завод «Красное Сормово» Н. С. Жаркову.

— Двадцать пять лет — значительный период в жизни человека, — сказал Николай Сергеевич, поздравляя участников создания «Барракуды» с юбилейной датой. — Но все помнится четко и ясно, словно было вчера: наш общий труд и трудности, преодоленные коллективом. И та особая напряженная атмосфера, в которой создавалась головная лодка 945 проекта. От каждого требовалась колоссальная концентрация всех усилий — умственных, нервных, физических. Это было состояние необыкновенного подъема. С головной мы буквально пылинки сдували. И с поставленной задачей справились с честью — благодаря вам, патриотам своей Родины и своего завода. Мы горды, что посвятили свои жизни созданию самого могущественного в мире флота.

И для главного конструктора ЦКБ «Лазурит» В. П. Иноземцева события четвертьвековой давности с годами не стерлись в памяти: и подписание акта, и проводы корабля из заводской гавани, и напутственные слова Н. С. Жаркова: «Мы хорошо поработали здесь, надеюсь, не хуже сработаем на базе». А потом был непростой переход до Северодвинска. Многое пришлось исправлять на ходу, во время перехода работали сутками, оперативки проводили в 2 часа ночи. Достройка корабля тоже не всегда шла гладко. Особой отметиной в сердце и памяти стала дата 6 марта 1985 года: первый самостоятельный ход подводной лодки в бухте Оленьей. И непередаваемое ощущение победы, полета, когда лодка легко и плавно разогналась до 10 узлов. Это был достойный итог великих трудов и бессонных ночей. И как награда — отзыв контр-адмирала А. М. Сальникова, командира бригады сдающихся подводных лодок в г. Северодвинске: «Нет специалистов лучше сормовичей. Нет подводных лодок лучше сормовских». К сожалению, не все дожили до этого юбилея: нет с нами главного конструктора проекта Н. И. Кваши…

— Может быть, мы тогда сами не до конца осознавали, какое чудо мы сотворили, — сказал В. П. Иноземцев. — Какая это удача, что в нашей судьбе была «Барракуда», это были очень трудные, но самые счастливые годы в нашей жизни.

«Барракуда» — наш ответ Америке

Каждый из выступающих добавлял в общую картину создания подводного крейсера свой яркий штрих. На встрече присутствовал гость из Севастополя, бывший главный военпред, капитан I ранга Ю. И. Василенко, который принимал головную «Барракуду». Четырнадцать лет жизни отданы им АПЛ 945-го проекта.

— Строительство корабля такого класса — дело непростое, — сказал он. — Чего только не случалось во время испытаний. Но два эпизода запомнились на всю жизнь. Первое глубоководное погружение, когда вместо 600 метров мы решили опуститься на глубину в 620! И испытание всплывающей камеры. Операция новая, необычная, связь с лодкой отсутствовала. Без проблем не обошлось. Но завершилось все благополучно. Главной наградой для себя я считаю знакомство, общение с замечательными людьми — сормовичами. Давно не был в Сормове, но радостно, что люди узнают меня и сегодня. Работа с этим проектом — награда судьбы.

Ответственный сдатчик головной «Барракуды» А. А. Бублик напомнил, что в 80-е годы американцы начали обгонять нас по АПЛ третьего поколения: в США была разработана программа создания подводных крейсеров с мощной акустикой, малошумных, с современным вооружением и большой глубиной погружения. Альтернативой этим крейсерам стала наша АПЛ — «Барракуда» в корпусе из титанового сплава. Была разработана технология сварки титанового сплава, созданы и оснащены оборудованием производственные помещения, обучены специалисты. Второй важной задачей стало размещение в лодке всего необходимого оборудования и вооружения. Люди работали в три смены. Но уникальное техническое сооружение было построено и передано в состав 1-й флотилии Северного флота. По сложности оно сопоставимо только с космическим кораблем, а по многим параметрам превосходит его. По скрытности, малошумности «Барракуде» нет равных и сегодня.

— Все говорят о подводной лодке в целом. А для чего она создана? — заметил директор производства спецтехники ОАО «Завод «Красное Сормово» В. А. Островский. — Чтобы доставлять боезапас и то, откуда он «вылетает» — торпедные аппараты. Мы приобрели огромный опыт работы с титаном, сумели понять особенности этого непростого в обработке металла. Сложностей при создании головного комплекта торпедных аппаратов было немало, но главный итог нашей работы — они стреляли, и торпеды точно поражали цель. Благодаря титану сормовские специалисты стали более грамотными, вышли на новый уровень. Титан заставил на многое взглянуть по-новому, многому научиться. И сегодня качество сормовской спецтехники не вызывает нареканий, рекламаций нет. Пусть завод сохраняет это уникальное производство, будет постоянным и надежным производителем для подводных лодок всех проектов.

Лучшая неатомная 29 сентября 1984 года был подписан акт сдачи-приемки головной АПЛ «Барракуда», а на следующий день, 30 сентября — головной дизельной ПЛ проекта 877 «Варшавянка». От имени «дизелистов» слово взял М. А. Удалов. Кроме головной ему довелось строить первую экспортную «Варшавянку» — для Польши. Предполагалось строить эти лодки для стран Варшавского договора — отсюда и ее название. С 1984 по 2005 год были построены «Варшавянки» для Польши, Румынии, Алжира, Индии, Китая. Сормовские специалисты достойно справлялись со всеми поставленными перед ними задачами благодаря опыту, умению и высокому мастерству. А. А. Неферов — непосредственный участник создания лодок обоих проектов, и 945-го, и 877-го. До «Варшавянки» он принимал участие в строительстве 17-ти «Сомов» (дизель-электрическая ПЛ проекта 641 Б). Он рассказал о технических особенностях и новшествах, обеспечивших «Варшавянке» уникальную, непревзойденную малошумность, напомнил фразу из отчета: «Шум моря превышает шум лодки». А. А. Неферов с благодарностью вспомнил обо всех, кто проектировал «Варшавянку», кто строил ее, не уходя с лодки по несколько смен, кто, не щадя здоровья и нервов, выхаживал ее, и благодаря кому ее называют «лучшей неатомной» и самой малошумной в мире. И еще много раз за этот вечер звучали слова «уникальный», «непревзойденный».

«Барракуда» — победа сормовичей

А. А. Чупрунов, зам. директора ООО «СЭМП», принес своеобразный документ, который сегодня имеет все основания считаться историческим. В день подписания приемного акта АПЛ «Барракуда» им были написаны стихи, посвященные этому знаменательному событию. Тогда на листке со стихами оставили свои подписи Жарков, Кваша, Василенко, Лавковский, Иноземцев, Бублик и другие…

— Лодка — красавица! — уверен А. А. Супрунов.

Эту мысль подхватил А. А. Постнов, заместитель главного конструктора «Барракуды»:

— Когда 29 июля 1983 года лодку спускали на воду и люди впервые смогли ее увидеть при свете дня целиком, на берегу, все восхищенно ахали, оценив все ее величие и красоту. Силуэт лодки проектанты срисовали с западно—африканского тунца. 65% проектантов — женщины, и красота лодки — их заслуга. Спасибо всем женщинам, принимавшим участие в проектировании и строительстве этих красавиц!.

Председатель общественного совета музея истории завода Ю. К. Меньщиков напомнил, что в эти дни следует отметить еще два юбилея: 75 лет назад, в августе 1934 года, был подписан приемный акт на «Щуку» — первую подводную лодку, построенную на заводе; а 50 лет назад подписали приемный акт на головную дизельную ПЛ проекта 633 (проектант — ЦКБ «Лазурит»). Все четыре юбилея объединяет одно: все эти корабли построены впервые и построены на Волге! Это великий подвиг, и не только рабочий, инженерный, но и стратегический. Самое массовое строительство подводных лодок происходило именно на «Красном Сормове»: 3 лодки в месяц, а иногда — 10 в квартал! Уникальна работа сормовских специалистов и на сдаточных базах. Там не было слов «нельзя сделать», работали сутками, чтобы оперативно устранить дефекты, исправить замечания, проявляя поистине трудовой героизм. Все было подчинено единой цели — сдать корабль вовремя. Сормовский народ — рабочие, инженеры-конструкторы — уникальны, они могут сделать все. Ю. К. Меньщиков выразил надежду многих ветеранов подводного судостроения на то, чтобы их колоссальный опыт еще пригодился.

С. А. Лавковский, бывший начальник ЦКБ «Лазурит», отметил важность и значимость оценки работы сормовичей «со стороны»: моряки-подводники всегда преклонялись перед мастерством сормовичей и высоко ценили построенные ими корабли. АПЛ «Барракуда» получила высочайшее признание государства: ряд ее создателей были удостоены Государственных премий. Говорили, сормовичи сотворили чудо-корабль.

— Две главные приметы «Барракуды» — титан и малошумность, — сказал директор инженерного центра ОАО «Завод «Красное Сормово» С. И. Смирнов. — Среди АПЛ третьего поколения («Акула», «Гранит») «Барракуда» — самая малошумная, лучшая в своем классе, с неплохой скоростью, до 33-х узлов. Причем на восьми узлах она шумит меньше, чем на четырех. Это серьезный вклад не только в технику, но и в науку. «Барракуда» — это великая победа сормовичей. Красивые люди, красивая работа — красивый корабль.

Последняя фраза — как отточенный афоризм или аксиома. А аксиома, как известно, не требует доказательств.

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Поэзия сормовичей

Лира

Сормовские поэты: с новым годом!

читать дальше

Дворец культуры

Год со сказки начался

8 января во Дворце культуры ОАО «Завод «Красное Сормово» прошла традиционная, в четвертый раз, рождественская елка главы Сормовского района, организованная при поддержке Нижегородской Епархии.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда