Версия для печатиВерсия для печати Дела житейские | № 36 | Сентябрь | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3326/

Гарантия на товар

Товар «на гарантии»

Приобретая понравившиеся сотовый телефон, ботинки, часы или другие предметы, необходимые в повседневной жизни, мы надеемся, что они будут служить нам долго и исправно. К сожалению, порой наши ожидания не оправдываются, и мы устремляемся обратно в магазины, говоря продавцам «товар еще на гарантии». О том, что подразумевается под этой фразой и какие права в подобной ситуации может реализовать потребитель, рассказывает Андрей Чичаров, главный специалист сектора по защите прав потребителей администрации Московского района.

— Андрей Александрович, что подразумевается под словосочетанием «гарантия на товар»?

— Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок — период, в течение которого при обнаружении в товаре недостатка продавец обязан удовлетворить претензии потребителя по его качеству. Продавец также вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

— Существуют ли нормы, согласно которым гарантийный срок, устанавливаемый изготовителем или продавцом на товар, должен быть строго определенным?

— Продолжительность гарантийного срока на товар устанавливается на усмотрение изготовителя или продавца. Если же недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня покупки, потребитель также вправе предъявить продавцу претензии по качеству товара, если докажет, что недостатки являются производственным браком и возникли до передачи товара потребителю. В этом случае все затраты, связанные с проведением экспертизы, берет на себя сам потребитель. При предъявлении же претензии в течение гарантийного срока проведение экспертизы является обязанностью продавца и осуществляется за его счет.

— Какие виды требований может предъявить потребитель продавцу в случае обнаружения недостатка в товаре?

— Согласно статье 18 п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей», это может быть замена на товар той же марки, либо другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерное уменьшение покупной цены; незамедлительное, безвозмездное устранение недостатка товара, либо отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы. При этом продавец не имеет права навязывать потребителю выбор одного из этих вариантов.

— Какие претензии может предъявить потребитель продавцу при обнаружении недостатков в технически сложных товарах?

— Согласно постановлению Правительства РФ от 13 мая 1997 года №575, к технически сложным товарам относятся автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, а также сельскохозяйственные тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы. В случае обнаружения недостатков в этих товарах потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки, модели, артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению только в случае обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных сроков устранения недостатков товара или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

— Какой недостаток в товаре считается существенным?

— Таковым является недостаток неустранимый или тот, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, либо он выявляется неоднократно, проявляется вновь после его устранения.

— Каким образом следует поступить покупателю, обнаружившему недостаток в приобретенном товаре?

— В этом случае потребителю необходимо написать претензию в двух экземплярах на имя руководителя организации, в которой этот товар был приобретен. В претензии нужно указать, когда, где, по какой цене товар был приобретен, марку, модель или артикул товара, выявленный недостаток и период эксплуатации, в течение которого он был обнаружен. Потребителю необходимо в этой претензии указать требование к продавцу, предусмотренное ст. 18 п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Также должны быть указаны фамилия, имя и отчество покупателя, его домашний адрес, номер телефона. Один из экземпляров нужно оставить в магазине, а второй — у себя, предварительно попросив расписаться на нем представителя организации, указать дату, когда претензия была передана в магазин. В случае замены товара срок принятия решения по претензии исчисляется семью днями, если же у продавца возникла необходимость проведения экспертизы — двадцатью днями. Требование возврата покупателю денег должно быть удовлетворено в течение десяти дней. Срок гарантийного ремонта, который не должен превышать 45 дней, определяется в письменной форме соглашением сторон. Согласно статье 21 п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей», если для замены товара длительного пользования требуется более семи дней, то по письменному заявлению покупателя продавец в течение трех дней обязан безвозмездно предоставить ему во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Согласно ст. 20 п. 2 Закона РФ «О защите прав потребителей», аналогичные обязанности возлагаются на продавца, если речь идет о гарантийном ремонте товара длительного пользования.

— Какие товары длительного пользования являются в этом случае исключением?

— Этот перечень установлен постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55. В него входят автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним (кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами), прогулочные суда и плавсредства, мебель, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла), электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары), гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

— Может ли утрата кассового чека, товарного чека, коробки или гарантийного талона послужить основанием для отказа в удовлетворении претензии о некачественном товаре?

— Согласно ст. 18 п. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В этом случае потребитель может ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта приобретения товара именно в этом магазине.

— Может ли покупатель вернуть товар, не имеющий дефекта, который его по каким-либо причинам не устраивает?

— В соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если этот товар не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен производится при условии, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег.

Существует также перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

— В случае обнаружения недостатка в товаре за чей счет осуществляется его доставка для ремонта, уценки или замены?

— Согласно ст. 18. п. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и возврат таких товаров могут осуществляться потребителем. Продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.

— Куда следует обратиться потребителю, если с продавцом не удалось достичь соглашения, касающегося удовлетворения претензии о некачественном товаре?

— Подобные споры может разрешить только суд. В случае обнаружения недостатка в товаре для потребителя не лишним будет обращение в сектор по защите прав потребителей администрации района, где можно получить бесплатную квалифицированную консультацию и помощь специалистов.

Справка: контакты сектора по защите прав потребителей администрации Московского района: ул. Березовская, д. 100, каб. № 30, тел. 270-12-59,270-58-00, e-mail: [email protected] adm. nnov. ru, приемные дни: понедельник с 9 до 12, четверг с 14 до18. Контакты сектора по защите прав потребителей администрации Сормовского района: бульвар Юбилейный, д. 12, каб. №12, тел. 222-29-97, приемные дни: понедельник, среда с 9 до 18, перерыв с 12 до 13.

Записала Светлана МИХАЙЛОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Негативное влиение Нижегородского масложирового комбината

Вредит ли нам НМЖК?

В последнее время в администрацию города и лично мэру Вадиму Булавинову поступают просьбы от нижегородцев разобраться в ситуации, сложившейся в связи с негативным, по их мнению, влиянием Нижегородского масложирового комбината (НМЖК) на чистоту окружающего воздуха. «…Выбросы вредных веществ в атмосферу явно усилились, неприятный запах ощущается особенно ближе к вечеру», — пишет Валерий Федоров, житель одного из близлежащих микрорайонов.

читать дальше

Поэзия сормовичей

Лира

Сормовские поэты: с новым годом!

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда