Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 34 | Август | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3306/

Сормович

ВСЕГДА ОСТАВАЛСЯ СОРМОВИЧОМ

В январе 1959 года первая советская атомная подводная лодка после подписания приемного акта была передана и включена в состав ВМФ для опытной эксплуатации. Эта дата считается днем рождения атомного подводного флота Советского Союза.

Подводные корабли — самые сложные и большие инженерные сооружения машиностроения, частью которого является судостроение. Проекты атомных под-водных лодок (АПЛ) уникальны по концентрации достижений науки и техники, грандиозны по своим масштабам, и их осуществление возможно только по государственным программам.

Подводный атомный флот создавался усилиями сотен организаций и сотнями тысяч высоко-квалифицированных специалистов: ученых, инженеров, промышленного персонала. Для координации и управления действиями многочисленных институтов, конструкторских бюро, предприятий различного профиля требовался опытный высококвалифицированный аппарат руководителей. Эти обстоятельства открывали широкую перспективу для творческого потенциала, инициативы, талантов, способностей и роста ученых, инженеров, рабочих. Одним из них был Павел Александрович Черноверхский.

Павел Александрович родился 22 июля 1916 года в Нижнем Новгороде. Окончил кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института в марте 1939 года и был направлен на завод «Красное Сормово». Его трудовая деятельность началась с должности мастера участка линии вала и систем дизельных энергетических установок при строительстве подводных лодок IX-бис серии типа «С».

Последовательно, по мере приобретения опыта, проявления энергичности, инициативы и хороших результатов, занимал должности помощника строителя, от-ветственного сдатчика подводных лодок серии IX-бис.

После окончания Великой Отечественной войны завод «Красное Сормово» вошел в состав Министерства транспортного машиностроения. Основной продукцией завода в этот период были паровозы, буксиры мощностью 600 л. с. , сухогрузные теплоходы г/п 2000 тонн. Выпускающим цехом речной судостроительной программы был судомонтажный цех, который возглавлял П. А. Черноверхский.

В мае 1950 года он назначается главным инженером Навашинского судостроительного завода, ровно через три года переводится на должность главного инженера завода «Ленинская кузница» в Киеве, а в 1954-м возвращается на «Красное Сормово», на должность главного инженера завода.

В 1950-е годы основной продукцией предприятия становятся подводные лодки различных проектов, типов и назначений, что явилось мощным фактором развития завода, совершенствования технологии и организации производства.

Начало 1960-х годов стало этапом интенсивной подготовки «Красного Сормова» к освоению и внедрению атомной энергетики на АПЛ Военно-Морского Флота. Успешное решение комплекса проблем подготовки завода к строительству АПЛ под руководством П. А. Черноверхского продемонстрировало его талант инженера, новатора, организатора и руководителя, способного решать задачи любой сложности в области судостроения. Высокий профессионализм послужил мотивом перевода П. А. Черноверхского сначала в аппарат Совнархоза РСФСР на должность первого заместителя начальника Главного Управления по АПЛ, а затем в центральный аппарат министерства судостроительной промышленности (МСП).

После назначения в МСП он первоначально руководил Главным техническим управлением, а с ноября 1966 года возглавил Первое Главное производственное управление МСП (I ГПУ МСП), которым руководил почти 20 лет, до выхода на пенсию в 1985 году.

Номенклатура производства I ГПУ являлась самой сложной, объем производства превышал четверть общего объема производства МСП. П. А. Черноверхский руководил комплексом крупнейших судостроительных и судоремонтных заводов, ЦКБ по проектированию ПЛ. Он непосредственный участник создания океанского ракетноядерного флота Советского Союза и выполнения крупнейшей в истории подводного кораблестроения программы создания атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения.

Родина высоко оценила самоотверженный плодотворный труд Павла Александровича Черноверхского. Он дважды лауреат Государственной премии СССР (1949,1977), лауреат Ленинской премии (1984), трижды кавалер ордена Ленина.

Павел Александрович в общении был прост, корректен, выдержан, элегантен, никогда не опускался до повышения голоса и брани, никогда не бравировал своими заслугами и наградами. П. А. Черноверхский был очень авторитетным специалистом и уважаемым человеком в трудовых коллективах предприятий и организаций. Расцвет его деятельности пришелся на 1954 — 1984 годы, которые в судостроении назовут «золотой век атомного подводного флота Советского Союза».

Научно-практическая конференция «Атомный подводный флот России: взгляд из прошлого в будущее», состоявшаяся в Нижегородском государственном техническом университете, отметила большой вклад Павла Александровича Черноверхского в развитие отечественного судостроения.

П. А. Черноверхский ушел из жизни в 2006 году, немного не дожив до своего 90-летия. К сожалению, ни в жилом массиве Сормова, ни на территории завода «Красное Сормово» нет ни одного мемориального знака, увековечивающего память патриота своей Родины, великого кораблестроителя и замечательного человека.

Считаю, что этот пробел не поздно устранить. И кому как не сормовичам-судостроителям взяться за это дело. Завод «Красное Сормово» всегда был предметом забот Павла Александровича Черноверхского, много труда вложил он в техническое и социальное развитие его инфраструктуры. Будучи на руководящих постах в Минсудпроме, не забывал сормовичей, всячески помогал решать производственные и технические вопросы, живо интересовался новостями из Сормова. До последних дней жизни был в курсе дел и забот сормовских су-достроителей, проблемы завода знал до мелочей. Оставаясь всегда сормовичом, П. А. Черноверхский искренне радовался успехам коллектива, об этом говорил и в один из последних приездов в Сормово — в дни 150-летия завода.

Завод «Красное Сормово» отметил очередную знаменательную дату — 160-летие со дня основания. И это событие может стать хорошим поводом, чтобы отметить вклад и заслуги одного из выдающихся сормовских судостроителей. Беру на себя смелость предложить установить памятную доску на доме, где жил П. А. Черноверхский, работая на «Красном Сормове» (ул. Мочалова, 5). Немало достойных мест можно найти и на территории завода, и в здании заво-доуправления: например, установить памятную дощечку на двери кабинета, где Павел Александрович несколько лет работал главным инженером.

Могут быть и другие предложения, найдены иные решения. В этом деле важнее материальных затрат наша память, наше уважение человека, который прожил большую жизнь не только по годам, но и по делам своим. Надеюсь, что эти мысли и предложения не останутся без внимания у руководства завода и района.

К. С. СТАРЦЕВ, ветеран завода, Заслуженный сормович, лауреат Ленинской премии

Об авторе: К. С. Старцев родился в 1930 году. В 1954-м, после окончания кораблестроительного факультета ГИИВТа получил направление на завод «Красное Сормово». Работал мастером, ответственным сдатчиком, гл. технологом проекта АПЛ, зам. главного инженера по судостроению, главным технологом завода. В 1991 году, выйдя на пенсию, перешел на преподавательскую работу в НГТУ, доцент.

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Безнадзорные животные, собаки

«Неужели меня будут убивать?»

«Безнадзорные животные — проблемы контролирования численности на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области» — эту тему обсуждали недавно в Торгово-промышленной палате. Актуальность ее несомненна: из года в год все больше и больше людей страдают от укусов собак. Что же делать в этой ситуации? Кого надо жалеть и оберегать — людей или собак?

читать дальше

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда