Версия для печатиВерсия для печати Наша история | № 32 | Август | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3297/

Подводная лодка «Комсомолец»

Первая подводная…

75 лет назад — 15 августа 1934 года на Балтике были завершены приемо-сдаточные испытания первой сормовской подводной лодки «Комсомолец» («Щ-304») и подписан акт о ее передаче Военно-Морскому Флоту СССР.

В последующие десятилетия подобных актов заводом было подписано более трехсот (считая и «малышей» — подводных аппаратов). А это был первый, да к тому же предъявляли и сдавали не сормовичи, а балтийцы — опытные уже «подводники», которые строили и сдавали еще первую русскую подводную лодку нашего земляка И. Г. Бубнова — «Дельфин» (1903г).

Сормовская же первая была четвертой подводной лодкой из «щучьей» серии («Щука», «Окунь», «Ерш», «Язь»), проект которой разработан под руководством талантливого инженера-кораблестроителя Б. М. Малинина. Этот проект он разработал сначала в НТКМ (Научно-технический комитет (морской) с помощью специалистов Балтийского завода, досконально изучивших конструкцию английской подводной лодки «L-55», потопленной в гражданскую войну русским эскадренным миноносцем «Азарт» на минном поле в Капорском заливе (1919г.), поднятой (1928г.) советскими водолазами и восстановленной. Схему этой лодки (с булями) повторили на 3-й серии «Щук».

Рабочие чертежи на «щучью» серию разрабатывали конструкторы Балтийского завода. По тем же рабочим чертежам строили и сормовичи. Деньги на ее строительство (2,5 млн. руб.) собрали комсомольцы и молодежь страны. По этой причине ее первоначальные названия («Язь», «Ударник», «Баржа-550») были изменены на «Комсомолец», правда, на заводе ее звали чаще «Комсомолка».

Ее строительством на заводе руководил технический директор «Сормовской судоверфи» В. П. Лебедев (1872—1938) — известный кораблестроитель, ровесник И. Г. Бубнова, получивший широкую известность благодаря книге В. П. Костенко «На «Орле» в Цусиме» и ударному труду на заводе «Красное Сормово» при подъеме судостроения после гражданской войны и промышленной разрухи. Особо он памятен первым сормовским инженерам-судостроителям: будучи техническим директором, он выхлопотал им стипендии на четвертом и пятом курсах института, что позволило получить высшее образование 15 выпускникам корфака.

Непосредственным руководителем строительства первой подводной лодки на заводе был Петр Иванович Макаркин (1891г.) — бывший черноморский подводник («трюмач»), активный участник преобразований, комиссар, член Румчерода (ЦИК Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесской области, 1917—1918гг.), комиссар Очаковского порта, участник Северной экспедиции, типичный руководитель начала индустриализации. Проработал на заводе до 1955 года.

К работе над подлодкой привлекли несколько десятков сормовичей (в 1931 году — 127 рабочих и 30 служащих). По приказу Сормовской судоверфи № 28 от 20 июня 1930 года отдел специального судостроения стал самостоятельной производственной и учетной единицей, при которой с 1 июня 1930 года организована производственная мастерская.

Состав технических служб был весьма примечателен. Два инженера — А. В. Кукин и А. П. Овчинников, три мастера — Л. В. Красильников, Ф. Ф. Привалов и А. Ф. Медов, два начальника бюро — И. Д. Игнатьев и М. И. Лернер, три конструктора — В. Г. Бе-ляев, П. П. Киреев, Д. И. Красовский и чертежник — С. С. Прохоров, один весовщик — В. С. Пшеничников и заведующий конторой — М. В. Гершман. Весной прибыл первый военпред — инженер Г. С. Пахомов. 2 мая 1931 года во время весеннего половодья подводную лодку спустили — вернее, она всплыла и была выведена в затон завода. Построенный корпус подлодки долго плавал в затоне, тщетно дожидаясь поставки главных механизмов (дизелей) и корабельного оборудования. На 1 января 1932 года фактическая готовность подлодки составляла 44,13% при плане 84,40%.

Действительно, корпус лодки построили очень быстро, примерно в те же сроки, как и на хорошо оснащенных судостроительных заводах, а вот с комплектующими произошла задержка на годы (!). Тем не менее, сормовичи успели еще построить металлический плавучий док (проект молодого инженера В. В. Крылова, в будущем главного конструктора завода). К слову сказать, комплектованием рабочих чертежей занимались два конструктора-практика И. Д. Игнатьев и А. В. Бойцов, ранее участвующие в разработке рабочих чертежей для бубновской подлодки «Барс» в конструкторской фирме «Ноблесснер» в Ревеле (в Таллинне).

Как пишут историки судостроения, «…у завода «Красное Сормово» не имелось достроечной базы ни в Ленинграде, ни в Кронштадте, и, учитывая недостаточность опыта завода в проведении испытаний подводных лодок, достройка и сдача «Комсомольца» были поручены Балтийскому заводу».

Сормовичи не только не имели опыта в испытаниях подводных лодок, они даже ни разу в них не участвовали.

Два завода заключили договор и 4 июля подписали протокол на передачу подводной лодки, особо обговорив условия: Балтийский завод обязуется (за плату, конечно) обучить сормовичей монтажу механизмов и устройств, допустив их к цеховым («швартовным») испытаниям, включая четверых инженерно-технических работников и 42 рабочих (лучшие из них будут допущены к участию в сдаточных испытаниях).

Этот труд и опыт сормовичей уже вскоре был востребован. Вторую подлодку — «Семга» («Щ-308») — сормовичи испытали и сдали самостоятельно в следующем году (14 ноября 1935г.). А спустя 25 лет завод особо подтвердил свое умение при массовом строительстве первого послевоенного проекта средней подводной лодки 613, когда за один год (1955) сормовичи сдали 37 подводных лодок.

В то время начальник технического управления Северного флота капитан I ранга И. А. Заводский (в будущем районный инженер) писал вспоминая это время: «Судостроители страны так развернулись, что для базирования соединений подводных лодок не хватало бухт на северном побережье СССР».

И как здесь не вспомнить П. И. Макаркина, который отстаивал продолжение строительства подводных лодок на Сормовском заводе в 30-е годы, обращаясь в Совет труда и обороны (СТО): «Как начальник специального судостроения на Сормовской верфи, отдавший из-за любви к этому делу лучшие годы своей жизни, я не могу не высказать Вам своего мнения… Есть необходимость иметь в глубине Союза безопасную базу для постройки кораблей…».

В годы войны, когда южные заводы страны были захвачены фашистами, а судостроительные заводы северо-запада были блокированы противником, только Сормовский завод мог строить подводные лодки. И он строил. За годы войны 50% советских подлодок построено заводом «Красное Сормово».

Сормовичи не только строили подводные лодки, но и участвовали в их проектировании и модернизации. В планах развития подводного судостроения на 1940 год была предусмотрена работа сормовских конструкторов (параллельно с конструкторами ЦКБ-18) над новым проектом подводной лодки, «открытого» моря взамен типа «Щук». Но из-за начавшейся войны с Германией работы над проектом были приостановлены.

Еще ранее (1939 год) по инициативе весьма передового директора и талантливого организатора М. А. Суркова, много сделавшего для развития завода «Красное Сормово» (осуществил первую реконструкцию завода, внедрил электродуговую сварку в корпусное производство, построил флотилию судов для канала имени Москвы, организовал институт строителей подводных лодок, построил металлическую эстакаду в судояме…), были начаты модернизационные работы на подводных лодках X серии. Они заключались в разработке проекта и создании нового средства спасения экипажей подводных лодок —«отрывной» всплывающей рубки на 12 человек.

Проект был разработан под руководством главного строителя С. В. Волынского (1903—1938гг.) конструктором В. Г. Беляевым (1911—1972гг.) в сроки окончания натурного макета осенью 1941 года.

Через 15 лет с проектными материалами модернизации, хранящимися в архиве СКБ-112, ознакомился М. Г. Русанов и реализовал задуманное в новом проекте АПЛ 705, создав первую в мире АПЛ с всплывающей спасательной рубкой на весь личный состав. А конструктивную схему ее почти полностью скопировал с сормовской «отрывной» рубки на 12 человек, разработанной еще в 40-х годах.

Остается сожалеть, что сегодня завод «Красное Сормово» не участвует в модернизации подводных кораблей российского ВМФ.

l Альберт ПОСТНОВ

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Елка-шоу

Сами ёлку мы нарядим…

В Сормове есть свои предновогодние традиции. Одна из них — проведение конкурса новогодних игрушек «Елка-шоу», в котором с удовольствием принимают участие ученики с 1-го по 11-й класс школ района.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда