Версия для печатиВерсия для печати Наша история | № 32 | Август | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3297/

Подводная лодка «Комсомолец»

Первая подводная…

75 лет назад — 15 августа 1934 года на Балтике были завершены приемо-сдаточные испытания первой сормовской подводной лодки «Комсомолец» («Щ-304») и подписан акт о ее передаче Военно-Морскому Флоту СССР.

В последующие десятилетия подобных актов заводом было подписано более трехсот (считая и «малышей» — подводных аппаратов). А это был первый, да к тому же предъявляли и сдавали не сормовичи, а балтийцы — опытные уже «подводники», которые строили и сдавали еще первую русскую подводную лодку нашего земляка И. Г. Бубнова — «Дельфин» (1903г).

Сормовская же первая была четвертой подводной лодкой из «щучьей» серии («Щука», «Окунь», «Ерш», «Язь»), проект которой разработан под руководством талантливого инженера-кораблестроителя Б. М. Малинина. Этот проект он разработал сначала в НТКМ (Научно-технический комитет (морской) с помощью специалистов Балтийского завода, досконально изучивших конструкцию английской подводной лодки «L-55», потопленной в гражданскую войну русским эскадренным миноносцем «Азарт» на минном поле в Капорском заливе (1919г.), поднятой (1928г.) советскими водолазами и восстановленной. Схему этой лодки (с булями) повторили на 3-й серии «Щук».

Рабочие чертежи на «щучью» серию разрабатывали конструкторы Балтийского завода. По тем же рабочим чертежам строили и сормовичи. Деньги на ее строительство (2,5 млн. руб.) собрали комсомольцы и молодежь страны. По этой причине ее первоначальные названия («Язь», «Ударник», «Баржа-550») были изменены на «Комсомолец», правда, на заводе ее звали чаще «Комсомолка».

Ее строительством на заводе руководил технический директор «Сормовской судоверфи» В. П. Лебедев (1872—1938) — известный кораблестроитель, ровесник И. Г. Бубнова, получивший широкую известность благодаря книге В. П. Костенко «На «Орле» в Цусиме» и ударному труду на заводе «Красное Сормово» при подъеме судостроения после гражданской войны и промышленной разрухи. Особо он памятен первым сормовским инженерам-судостроителям: будучи техническим директором, он выхлопотал им стипендии на четвертом и пятом курсах института, что позволило получить высшее образование 15 выпускникам корфака.

Непосредственным руководителем строительства первой подводной лодки на заводе был Петр Иванович Макаркин (1891г.) — бывший черноморский подводник («трюмач»), активный участник преобразований, комиссар, член Румчерода (ЦИК Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесской области, 1917—1918гг.), комиссар Очаковского порта, участник Северной экспедиции, типичный руководитель начала индустриализации. Проработал на заводе до 1955 года.

К работе над подлодкой привлекли несколько десятков сормовичей (в 1931 году — 127 рабочих и 30 служащих). По приказу Сормовской судоверфи № 28 от 20 июня 1930 года отдел специального судостроения стал самостоятельной производственной и учетной единицей, при которой с 1 июня 1930 года организована производственная мастерская.

Состав технических служб был весьма примечателен. Два инженера — А. В. Кукин и А. П. Овчинников, три мастера — Л. В. Красильников, Ф. Ф. Привалов и А. Ф. Медов, два начальника бюро — И. Д. Игнатьев и М. И. Лернер, три конструктора — В. Г. Бе-ляев, П. П. Киреев, Д. И. Красовский и чертежник — С. С. Прохоров, один весовщик — В. С. Пшеничников и заведующий конторой — М. В. Гершман. Весной прибыл первый военпред — инженер Г. С. Пахомов. 2 мая 1931 года во время весеннего половодья подводную лодку спустили — вернее, она всплыла и была выведена в затон завода. Построенный корпус подлодки долго плавал в затоне, тщетно дожидаясь поставки главных механизмов (дизелей) и корабельного оборудования. На 1 января 1932 года фактическая готовность подлодки составляла 44,13% при плане 84,40%.

Действительно, корпус лодки построили очень быстро, примерно в те же сроки, как и на хорошо оснащенных судостроительных заводах, а вот с комплектующими произошла задержка на годы (!). Тем не менее, сормовичи успели еще построить металлический плавучий док (проект молодого инженера В. В. Крылова, в будущем главного конструктора завода). К слову сказать, комплектованием рабочих чертежей занимались два конструктора-практика И. Д. Игнатьев и А. В. Бойцов, ранее участвующие в разработке рабочих чертежей для бубновской подлодки «Барс» в конструкторской фирме «Ноблесснер» в Ревеле (в Таллинне).

Как пишут историки судостроения, «…у завода «Красное Сормово» не имелось достроечной базы ни в Ленинграде, ни в Кронштадте, и, учитывая недостаточность опыта завода в проведении испытаний подводных лодок, достройка и сдача «Комсомольца» были поручены Балтийскому заводу».

Сормовичи не только не имели опыта в испытаниях подводных лодок, они даже ни разу в них не участвовали.

Два завода заключили договор и 4 июля подписали протокол на передачу подводной лодки, особо обговорив условия: Балтийский завод обязуется (за плату, конечно) обучить сормовичей монтажу механизмов и устройств, допустив их к цеховым («швартовным») испытаниям, включая четверых инженерно-технических работников и 42 рабочих (лучшие из них будут допущены к участию в сдаточных испытаниях).

Этот труд и опыт сормовичей уже вскоре был востребован. Вторую подлодку — «Семга» («Щ-308») — сормовичи испытали и сдали самостоятельно в следующем году (14 ноября 1935г.). А спустя 25 лет завод особо подтвердил свое умение при массовом строительстве первого послевоенного проекта средней подводной лодки 613, когда за один год (1955) сормовичи сдали 37 подводных лодок.

В то время начальник технического управления Северного флота капитан I ранга И. А. Заводский (в будущем районный инженер) писал вспоминая это время: «Судостроители страны так развернулись, что для базирования соединений подводных лодок не хватало бухт на северном побережье СССР».

И как здесь не вспомнить П. И. Макаркина, который отстаивал продолжение строительства подводных лодок на Сормовском заводе в 30-е годы, обращаясь в Совет труда и обороны (СТО): «Как начальник специального судостроения на Сормовской верфи, отдавший из-за любви к этому делу лучшие годы своей жизни, я не могу не высказать Вам своего мнения… Есть необходимость иметь в глубине Союза безопасную базу для постройки кораблей…».

В годы войны, когда южные заводы страны были захвачены фашистами, а судостроительные заводы северо-запада были блокированы противником, только Сормовский завод мог строить подводные лодки. И он строил. За годы войны 50% советских подлодок построено заводом «Красное Сормово».

Сормовичи не только строили подводные лодки, но и участвовали в их проектировании и модернизации. В планах развития подводного судостроения на 1940 год была предусмотрена работа сормовских конструкторов (параллельно с конструкторами ЦКБ-18) над новым проектом подводной лодки, «открытого» моря взамен типа «Щук». Но из-за начавшейся войны с Германией работы над проектом были приостановлены.

Еще ранее (1939 год) по инициативе весьма передового директора и талантливого организатора М. А. Суркова, много сделавшего для развития завода «Красное Сормово» (осуществил первую реконструкцию завода, внедрил электродуговую сварку в корпусное производство, построил флотилию судов для канала имени Москвы, организовал институт строителей подводных лодок, построил металлическую эстакаду в судояме…), были начаты модернизационные работы на подводных лодках X серии. Они заключались в разработке проекта и создании нового средства спасения экипажей подводных лодок —«отрывной» всплывающей рубки на 12 человек.

Проект был разработан под руководством главного строителя С. В. Волынского (1903—1938гг.) конструктором В. Г. Беляевым (1911—1972гг.) в сроки окончания натурного макета осенью 1941 года.

Через 15 лет с проектными материалами модернизации, хранящимися в архиве СКБ-112, ознакомился М. Г. Русанов и реализовал задуманное в новом проекте АПЛ 705, создав первую в мире АПЛ с всплывающей спасательной рубкой на весь личный состав. А конструктивную схему ее почти полностью скопировал с сормовской «отрывной» рубки на 12 человек, разработанной еще в 40-х годах.

Остается сожалеть, что сегодня завод «Красное Сормово» не участвует в модернизации подводных кораблей российского ВМФ.

l Альберт ПОСТНОВ

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Елка-шоу

Сами ёлку мы нарядим…

В Сормове есть свои предновогодние традиции. Одна из них — проведение конкурса новогодних игрушек «Елка-шоу», в котором с удовольствием принимают участие ученики с 1-го по 11-й класс школ района.

читать дальше

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда

Персональная художественная школа на дому — лучший способ научиться рисовать.