Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 32 | Август | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3292/

Главное богатство завода

Накануне 160-летнего юбилея «Красного Сормова» в музее истории завода состоялась встреча за «круглым столом» представителей династий сормовских судостроителей. Кроме работников и ветеранов предприятия во встрече приняли участие председатель общественного совета музея, бывший заместитель директора по производству Ю. К. Меньщиков, работник музея Е. А. Миронова, вела «круглый стол» председатель профсоюзной организации завода Е. Ф. Потапова.

Со дня своего основания до 70-х годов прошлого столетия завод «Красное Сормово» являлся не просто градообразующим предприятием: в редкой сормовской семье не было судостроителей. Не одна сотня тысяч сормовичей трудилась на заводе, многие отдали ему по 30,40,50 лет жизни. Здесь сложились рабочие династии, трудовой стаж которых исчисляется сотнями лет. Не зря их называли потомственными сормовичами, а они с гордостью и по праву говорили: мой завод!

Наступили иные времена, сложился новый общественный строй, изменился привычный уклад жизни, появились другие ценности и приоритеты. Но завод продолжает работать — строит корабли. Он дает работу тем, кто остался верен своей профессии, кто верит, что Россия возродится как великая держава. А без таких заводов, как «Красное Сормово», сделать это невозможно.

Конечно, в годы развала экономики на рубеже XX и XXI веков завод сильно пострадал, но не растерял свой потенциал. К чести руководства завода, в эти тяжелые годы предприятие не только выживало, но и продолжало оснащаться новой техникой, строить современные конкурентоспособные суда, востребованные не только в стране, но и в мире.

Но какой бы современной техникой ни обладало производство, без людей, без их знаний и опыта корабли не построишь. Кадры — рабочие и специалисты — и сегодня главное богатство завода, его основной капитал. Как и любой другой капитал, его надо беречь и приумножать.

Гостям «круглого стола» было предложено поразмышлять над рядом вопросов, высказать свое мнение, поделиться тем, что волнует: как вы пришли на завод, что повлияло на выбор профессии, живы ли сегодня сормовские традиции, не прервались ли династии судостроителей, что нужно сделать, чтобы молодежь с желанием шла на завод, и все ли в этом вопросе упирается только в зарплату, ваше мнение об участии в общественной жизни — она укрепляла и нацеливала рабочий коллектив на достижение лучших результатов или отвлекала людей от основной работы?

Валентина Михайловна Слапогузова, работала на заводе токарем, стаж 42 года: «Еще мой дед работал на судоверфи, потом служил на флоте. Отец пришел на завод в 1904 году, работал судосборщиком. В 1906 году его арестовали за активную революционную деятельность, полгода он сидел в тюрьме. Был участником первой мировой войны. На фронте потерял глаз. В 1916 году вернулся на завод — уже плановиком, нормировщиком. В нашей семье было пятеро детей — и ни у кого даже сомнения не возникало, куда идти работать. Только на завод — здесь был наш дом родной! Сама я пришла на «Красное Сормово» в год его столетнего юбилея — в 1949 году. Самым известным из моих братьев был Виталий Слапогузов. Во время войны он организовал молодежную бригаду по сборке танков, дневал и ночевал на заводе. О его бригаде писал «Красный Сормович», брат был заводским знаменосцем, удостоен звания «Лучший рабочий отрасли», его фотография есть в заводском музее. Я горжусь своей семьей, нашей рабочей династией».

Игорь Юрьевич Новиков, сборщик сборочно-сварочного участка КП, на заводе с 1976 года. Его прадед по отцу работал в электросиловом цехе, прадед по материнской линии — мастером паровозного цеха, бабушка — бухгалтером инструментального цеха, отец — мастером сварочного цеха: «На мой выбор повлиял отец. К сожалению, 90-е годы многим испортили карьеру, мне — тоже: имея высшее образование, пришлось перейти на рабочую сетку. Ведь зарплата играет не последнюю роль в выборе профессии. Но теперь уже поздно что-то менять — на заводе практически жизнь прожита. Если бы сегодня рабочий имел приличную зарплату, и у него была возможность, как прежде, получить квартиру — молодежь пошла бы на завод».

Юрий Константинович Меньщиков: «Молодежь не хочет идти на завод — эта проблема не нова, ей не один десяток лет. Лет 25 назад остро встал вопрос — никто не шел работать в машиностроительные цехи, людей не хватало. А ведь прежде в цеха МС-4, в МС-1 люди в очередь стояли. На собрании руководители завода — а собралось тогда человек 400 — головы ломали: почему молодежь не идет в рабочие. Задали вопрос: у кого из присутствующих сын пошел в ПТУ? Поднялась … одна рука.

Некогда на заводе была создана система коллективного бесплатного общественно-полезного труда, которая неплохо работала на кадровую политику: все цеха выходили на субботники по благоустройству района, осенью — все, начиная с руководства, выезжали в совхоз «Мокринский» на уборку урожая, в заводских пионерских лагерях, в доме отдыха, на турбазе тоже строили все сообща, своими руками. Считали: завод — родной дом, он поможет и квартиру получить, и детей на работу устроит, и внукам место в детском саду даст, а летом — отправит в пионерский лагерь. И, хотя зар-плата была тоже не очень большой, — все это привлекало».

Сергей Анатольевич и Алексей Анатольевич Фомины, братья-близнецы. Работают трубопроводчиками трубомедницкого участка Судоверфи. Их прадед, копосовский крестьянин, зимами работал на заводе, отец был электриком на плавкране в гавани, мать — начальником ревизионного бюро, жены тоже работают на «Красном Сормове»: «Мы еще застали и систему шефства-наставничества, и коллективный труд на общее благо. Общественная работа — культурные, спортивные мероприятия, выезды на природу, за грибами-ягодами, массовые гуляния в Дубраве — все это сплачивало коллектив. И все успевали: и серьезные корабли строили, и в футбол играли. Сегодня же — работа, работа и только работа. Может, поэтому, молодые парни решают: чем выкладываться на все сто процентов, ломаться на производстве, за эти же 10 тысяч я лучше просижу на стуле охранником в магазине…»

Александр Михайлович Спирин, бригадир слесарей МСР цеха МС-1. Его отец трудился старшим нагревальщиков в прокатном цехе: «Раньше было больше заинтересованности, и зарплата устраивала, и квартиру можно было получить — если не бесплатно, то, по крайней мере, кооперативную. И спортивные состязания, и концерты в красных уголках в рабочий полдень — все это помогало психологически переключаться, и в работе открывалось «второе дыхание». » Сын Александра Михайловича, Андрей Спирин, работает вместе с отцом: «Мешают ли родственные отношения на работе? Наоборот, отец всегда подскажет, поможет, если трудно. Я ни разу не пожалел, что пришел в этот цех. Работа интересная, связана с командировками, и это тоже привлекает».

Дмитрий Сергеевич Лаврентьев, начальник поточной линии корпусного производства. Его дед работал в цехе СК-2, бабушка — в водонефтеснабжающем цехе, отец — изолировщиком в цехе СК-7, мама — начальник БТЗ транспортного цеха, дядя — зам. начальника цеха СК-7: «Ветераны производства говорят, что раньше работать было интереснее: «Мы стремились укрепить оборону страны, поднять престиж державы. Чувствовали себя настоящими мужчинами, людьми, полезными обществу. А за последние 14 лет наш завод не построил ни одного парохода для России…» Когда вводили в эксплуатацию поточную линию, в подборе кадров я отдавал предпочтение молодежи. Конечно, зарплата имеет большое значение, на 8—10 тысяч рублей содержать семью трудно. Но все же молодежь начала возвращаться на завод, и это очень важно — ветеранам надо передать им свой богатейший опыт. И перспектива роста есть — тот, кто с головой, грамотный, может повышать разряд, а, следовательно, и оплату труда. Когда в 2003—2005 годах зарплата на заводе повысилась, многие побросали «фирмы», и вернулись на «Красное Сормово». Работа на заводе предпочтительнее даже при равной «фирменной» зарплате — здесь все же есть стабильность, социальные гарантии».

Хотя социальные и экономические условия сегодня таковы, что не очень располагают к празднику, будем смотреть в будущее с оптимизмом. Сейчас прием на заводе открыт, зарплата стабильная и выплачивается в полном объеме. И хочется верить, что еще рано говорить о закате сормовских династий. Хочется надеяться, что завод получит солидные заказы, зарплата рабочих будет адекватна их трудовым затратам, престиж предприятия повысится, и условия работы на нем станут более привлекательными для молодежи. Залог успеха в простой, но проверенной формуле: будут заказы — будет работа, будет зарплата — будут рабочие династии.

l Записала Маргарита ФИНЮКОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Негативное влиение Нижегородского масложирового комбината

Вредит ли нам НМЖК?

В последнее время в администрацию города и лично мэру Вадиму Булавинову поступают просьбы от нижегородцев разобраться в ситуации, сложившейся в связи с негативным, по их мнению, влиянием Нижегородского масложирового комбината (НМЖК) на чистоту окружающего воздуха. «…Выбросы вредных веществ в атмосферу явно усилились, неприятный запах ощущается особенно ближе к вечеру», — пишет Валерий Федоров, житель одного из близлежащих микрорайонов.

читать дальше

Старые рождественские открытки

Поздравление из прошлого века

В некоторых семьях необыкновенно трепетно относятся к поздравительным открыткам от родных и близких, десятилетиями бережно хранят их. Около полутора десятков рождественских открыток сохранилось в семейном архиве сормовича Валерия Алексеевича Козлова. Благодаря этому наша газета получила возможность показать читателям, как выглядели новогодние и рождественские открытки ровно 100 лет назад, поведать, чего люди желали друг другу в эти праздники, которые и сегодня мы считаем самыми святыми и волшебными.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда