Версия для печатиВерсия для печати Наша история | № 29 | Июль | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3277/

Поцелуй океанского дна, или «Пузырь в нос!»

Виталий Александрович Войтенко работал на «Красном Сормове» с 1963 по 1976 год, начинал инженером-конструктором в ЦКБ завода у В. Н. Воробьева, затем в производственном отделе автоматики (ПОА), был бригадиром группы изделий «Вольфрам». Принимал участие в строительстве и сдаче подводных лодок. В 1971 году прошел обучение в Высшей школе подготовки подводников в городе Обнинске, после чего ему была присвоена квалификация «командир дивизиона живучести». Был членом сдаточных команд АПЛ «Скат», «Чайка», «Семга», ответственным сдатчиком общекорабельных систем автоматики (ОКС). Его рассказ посвящен одному из ярких и драматических эпизодов, произошедших во время испытаний атомной ракетно-торпедной крейсерской подводной лодки проекта «Семга» (заказ 802-РТ, ответственный сдатчик В. В. Чукин).

Лодка предъявлялась Краснознаменному Северному Флоту. Испытания, проводящиеся в строгом соответствии с проектной документацией, проходили успешно и были близки к завершению.

Надо сказать, что в испытаниях подводной лодки принимают участие и заводская сдаточная команда, и экипаж, причем ведущая роль — у сдаточной команды, а экипажу на этом этапе отводится роль стажера.

Основная жизнь субмарины — подводная. Под водой корабль должен быть как рыба в воде. Очень важны дифферентовочная и креновая системы корабля при его движении, когда он идет на глубине при штатном режиме. Штатный режим — это значит, лодка идет на определенной глубине, при определенной скорости, дифферент — ноль и крен — ноль, то есть, нет крена ни на нос, ни на корму, ни на борт. Что называется — «ровный киль». Если меняются скорость и глубина, соответственно меняются и крен, и дифферент корабля.

В обязанности ответственного сдатчика ОКС входили управление и контроль за системами со щита управления «Вольфрам». Всего этих систем 17, в том числе системы погружения, всплытия, пожаротушения, откачки воды из трюмов, стабилизации глубины погружения без хода и т. д. Все эти системы и обеспечивают «ровный киль».

Выдерживанию режима «ровного киля» служат рули и емкости с жидкостью, которая при необходимости перекачивается с носа в корму, с борта на борт. При аварийных ситуациях (если угол дифферента и крена превышает допустимый — 1,5 градуса) система выдает аварийный сигнал, который означает, что она не справилась с режимом «ровного киля». Для живучести корабля он обеспечен системой всплытия, состоящих из трех групп цистерн — носовых, средних и кормовых. Для аварийных ситуаций в носовой группе цистерн выделена цистерна №1, которая имеет индивидуальное управление клапаном подачи воздуха и кингстоном. При необходимости подается команда «пузырь в нос!», и цистерна №1 продувается воздухом высокого давления, что обеспечивает исправление дифферента и постановку корабля на ровный киль.

… В ту августовскую ночь на корабле была объявлена «боевая тревога». Первая смена заступила на вахту и приступила к испытанию систем управления рулями с системами дифферентовочной и креновой.

Испытания должны были завершиться на максимальной скорости по программе «отрыв от контакта с противником». Отрыв от противника происходит на максимальных скоростях с выполнением фигур высшего подводного пилотажа на ровном киле. Это и обеспечивают общекорабельные системы автоматики.

Испытаниями руководил председатель госкомиссии. Первая часть испытаний прошла без замечаний, а вот вторая дала сбой. После включения автоматического режима по программе «отрыв от противника» прошло немного времени, и вдруг корабль стал заваливаться на нос — дифферент на нос!

— Дифферент, дифферент! — услышали мы резкий возглас председателя госкомиссии. Возглас был такой резкий, что он сорвал голос…

В это время на моем посту (ЦПУ ОКС «Вольфрам») выпал аварийный сигнал — «дифферент на нос». Рядом со мной, на вахте центрального поста находился командир БЧ-5 капитан 2-го ранга В. Н. Дыбин. Мы только обменялись взглядом, и я уже включаю ключ «пузырь в нос» и секундомер. Все это мы отрабатывали на тренажере в обнинском центре подготовки подводников.

Командир БЧ-5 в это время включил связь с постом движения и сигналом машинного телеграфа и голосом дал команду: «Турбине реверс!» (т. е. задний ход). Одновременно спокойный, властный голос командира корабля капитана 1-го ранга Г. В. Савельева запоздало добавил: «Пузырь в нос!» Мы тут же отрапортовали: «Есть, пузырь в нос!» И устремили взгляды на мнемощит.

Прохождение команды от ключа до момента подачи воздуха в цистерну №1 — не более 4-х секунд. Время полной продувки цистерны зависит от глубины погружения и составляет порядка 4-х секунд. Прохождение команд по мнемосхеме нам хорошо видно, но как медленно текут эти секунды!..

Два офицера с поста управления рулями бросились к нам и с возгласами «пузырь в нос!» стали рваться к пульту, к панели управления ВВД (воздух высокого давления). Они не видели момент управления ключами, и им показалось, что я не выполнил команду «пузырь в нос». В результате этой борьбы мне пришлось в полном смысле лечь на панель управления ВВД и тем самым предотвратить вмешательство в работу, что могло привести к самым непредсказуемым последствиям.

Хорошо еще, что справа от меня оказался наш заводской ведущий военпред заказа капитан 3-го ранга А. В. Максимов. Я почувствовал его твердую руку на своем плече и ровный голос: «Все делаешь правильно». Это придало мне силы и уверенность. Замечу, что атмосфера в центральном отсеке панической не была, но и спокойной ее я бы не назвал…

И вот наконец-то мнемосхема показывает, что носовая цистерна №1 продута, закрыты клапан подачи воздуха и кингстон. Докладываю: «Носовая цистерна-«раз» продута». И снова долгие секунды ожидания. Дифферент медленно исправляется, и … корабль встает на ровный киль! Докладываю: «Аварийный сигнал «дифферент на нос» погас». Выключаю секундомер. Командир дает команду «снять пузырь». Отвечаю: есть! И далее все по штатной схеме.

… Прошло 33 года, а у меня до сих пор в ушах стоит хриплый голос: «Дифферент, дифферент!.. ». А в памяти четко хранятся те 52 секунды, которые показал секундомер. В то время страха не было. Это потом, после похода и постановки в док играла фантазия: «А что было бы, если…»

А в док пришлось становиться, поскольку при подходе к каменистому грунту потоком воды со дна океана подняло гальку и камень, которые изрешетили днище легкого корпуса и забили насосы 4-го контура охлаждения реакторов. Такова расплата за «поцелуй» дна океана.

Невольно приходят на ум слова выдающегося подводника Героя Советского Союза Магомета Гаджиева: «Нигде и никогда не может быть такого равенства перед лицом смерти, как в экипаже подводной лодки, где либо все побеждают, либо погибают».

А в ту ночь мы просто выполняли свою работу.

Виталий ВОЙТЕНКО, ответственный сдатчик общекорабельных систем АПЛ «Семга» (802-РТ)

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Безнадзорные животные, собаки

«Неужели меня будут убивать?»

«Безнадзорные животные — проблемы контролирования численности на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области» — эту тему обсуждали недавно в Торгово-промышленной палате. Актуальность ее несомненна: из года в год все больше и больше людей страдают от укусов собак. Что же делать в этой ситуации? Кого надо жалеть и оберегать — людей или собак?

читать дальше

Старые рождественские открытки

Поздравление из прошлого века

В некоторых семьях необыкновенно трепетно относятся к поздравительным открыткам от родных и близких, десятилетиями бережно хранят их. Около полутора десятков рождественских открыток сохранилось в семейном архиве сормовича Валерия Алексеевича Козлова. Благодаря этому наша газета получила возможность показать читателям, как выглядели новогодние и рождественские открытки ровно 100 лет назад, поведать, чего люди желали друг другу в эти праздники, которые и сегодня мы считаем самыми святыми и волшебными.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда

Научиться живописи маслом возможно у репетитора по рисованию в Нижнем Новгороде.