Версия для печатиВерсия для печати Гость номера | № 29 | Июль | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3276/

Без Сормова не было бы Северного флота

Накануне Дня Военно-Морского Флота ваш корреспондент встретился с председателем Нижегородского областного отделения Движения в поддержку флота России капитаном 1-го ранга в отставке подводником Виталием Антоневичем.

— Виталий Евстафьевич, как вы попали на флот? Это было исполнение юношеской мечты или случайность?

— Мое детство прошло вдали от моря — в Челябинске, и родители хотели, чтобы я стал хирургом.

А на мою судьбу повлиял наш сосед, мичман Поляков, ветеран флота, подводник, служивший в Полярном. Он мне очень нравился своей выправкой, знанием истории Военно-Морского Флота. Этот человек всегда знал и помнил, за что и как надо служить Отечеству. Меня удивили его рассказы о подводном флоте. Так завязалась с ним дружба. После общения с этим человеком я и решил поступить в военно-морское училище. Из Челябинска поступить в такое училище было очень сложно, но жизнь показала, что ничего невозможного нет. В 1964 году я поступил в Ленинградское высшее морское инженерное военное училище. Была трудная экзаменационная сессия, жесткая проверка здоровья. И вот я стал курсантом. За годы учебы были интересные практики. В то время все корабли довольно активно ходили в море. Практика проходила на Балтийском и Северном Флотах. За годы учебы мы хорошо изучили все базы флота. Мы, курсанты, гордились, что на практике нам приходилось бывать на самых современных подводных лодках.

— И вот вы — лейтенант флота. Когда и где начали служить?

— В 1970-м году, в 16-й дивизии 3-й флотилии атомных подводных лодок Северного Флота, в Гаджиево. Эта флотилия с баллистическими ракетами была самым передовым соединением советского Военно-Морского Флота. Отсюда вышли лучшие командующие Северного Флота, которые потом становились Главнокомандующими Военно-Морского Флота. Как мы гордились, что представляем собой ракетно-ядерный щит нашей Родины…

— Интересно, как называлась ваша первая должность?

— Командир электротехнической группы. Помню, каким сложным был период сдачи на самостоятельное управление — требовательность была очень высокой. Технику надо было знать досконально, под жесточайшим контролем командующего Северным Флотом, потому что лодка выходила на боевую службу в южную Атлантику, к Азорским островам. Командиром нашей подводной лодки был капитан 1-го ранга Майоров, и лодку называли на флоте «майоровская». Мне повезло: так получилось, что наша лодка оказалась одной из первых, которая выходила на боевую службу. Мы ушли в поход лейтенантами, а вернулись — старшими лейтенантами. Звания нам присвоили досрочно. Получить знак «За дальний поход» нам, молодым лейтенантам, было очень престижно. Экипаж лодки был очень сплоченный. У меня в подчинении были специалисты родом из Украины, Белоруссии, с Южного Урала. Мы все понимали, что выполняем общую задачу. Система подготовки экипажа была такая, что при наличии запасных частей мы могли в случае выхода из строя какого-нибудь механизма сами его отремонтировать. Надеяться нам в океане, случись что, было не на кого: наша лодка в походе была одна.

— Наверное, непросто и психологически было постоянно видеть в долгом походе одни и те же лица…

— Да, одно дело служить в казарме, откуда можно сходить в увольнение, и совсем другое — месяцами в стальном корпусе. Привычки людей, которые до этого не были видны, в замкнутом пространстве вдруг проявлялись. Но служили мы дружно всегда.

— Сколько же времени вы в общей сложности провели в море под водой, сколько тысяч миль прошли…

— В моем личном деле все это отражено. Когда я бываю на Северном Флоте и встречаюсь там с моряками-нижегородцами, они удивляются, что в то время у нас было столько выходов в море. Тогда государство не жалело для флота ничего. У нас не было проблем ни с топливом, ни я с ядерным горючим, ни с учебными ракетами, которыми мы должны были стрелять.

Я горжусь тем, что мне приходилось выходить на стрельбы и стрелять и одной ракетой, и сразу тремя, и сразу шестью. Это была настоящая боевая практика. Ответственность была очень большая. А стреляли мы за двенадцать и более тысяч километров — и на полигон под Воркутой, и в Индийский океан. Точность попадания была очень высокой. Эти ракеты давали нам уверенность, что в любой момент мы можем выполнить и боевую задачу. За точную стрельбу получали благодарности Главкома флота.

— Наверное, интересное ощущение, когда знаешь, что в твоих руках — судьба мира…

— Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами — это колоссальнейшая мощь. И такое оружие было в руках одного человека, командира. Экипаж должен быть — одно целое. Были 12-ракетные лодки, потом пошли уже 24-ракетные. Недавно прошли переговоры президентов России и США о сокращении ядерного оружия, но ни в коем случае нельзя сокращать то, что расположено на атомных подводных лодках. Потому что это мобильное, мощное оружие. Это наша стратегическая мощь. Лодка ушла и — растворилась в океане, засечь ее очень сложно.

— Вы, конечно, знаете, как обстоят сейчас дела на нашем флоте…

— Мы очень рады, например, что благодаря усилиям командования Северного Флота, Главного управления кораблестроения, наконец-то в этом году, спустя четыре года, закончился ремонт нашей подшефной лодки «Нижний Новгород». Наконец-то экипаж этой лодки получил возможность выходить в море. Все, что запросил экипаж, силами общественных организаций — Движения в поддержку флота, фондом «Будущее флота» — было выполнено. Этим занимались главы администраций Сормовского, Приокского районов. Шефы лодку «Нижний Новгород» снабдили всем необходимым для повседневной службы.

Лодка вошла в боевой состав флота и ушла на боевую службу. Недавно она вернулась из первого послеремонтного похода. Экипаж выполнил все поставленные задачи успешно. Лодка должна была обнаруживать корабли потенциального противника, следила за его авианосцами.

Флот преодолевает негативные настроения. А совсем недавно каждый выход в море был событием. И люди переживали на берегу, что вот, лодка ушла в море, а что-то будет с ней.

— Виталий Евстафьевич, вы возглавляете Движение в поддержку флота в нашем регионе. Что представляет из себя эта организация?

— Несколько дней назад я вернулся с правления общероссийского Движения в поддержку флота. В этом году мы будем отмечать 18 лет со дня создания этой организации. А тогда группа очень неравнодушных офицеров решила объединиться, чтобы помогать флоту. Первая задача этого маленького объединения была — доказать нашим руководителям, что триста лет Российского флота — это дата, и что она не делится надвое, как будто одна ее часть — царская, а вторая — советская и российская. В конечном итоге вышел Указ Президента России, и трехсотлетие нашего флота масштабно отмечалось по всей стране, в том числе и в Нижнем Новгороде. Эта дата сплотила всех моряков. Так из маленького кружка мы превратились в мощное Движение в поддержку флота. В состав движения вошли не только военные моряки, но и морской, речной флоты. Морская пограничная служба России тоже не могла остаться без помощи Движения, поэтому в 90-е годы было принято решение заняться достройкой тех кораблей, которые шли для нужд пограничной службы Военно-Морского Флота. Надо отметить, что Нижний Новгород не остался в стороне от этого дела. Помню, как на открытый расчетный счет для строительства боевых кораблей наши бабушки несли по несколько десятков рублей. Так же, на народные средства, более ста лет назад возрождали русский флот и после Цусимы. Так недавно был достроен, например, тральщик «Валентин Пикуль».

Задача Движения — возродить национальную морскую политику России. Впервые мы сказали об этом в 2001 году. На конференции Движения в 2002 году собралось большое количество представителей всех структур, имеющих отношение к флоту, и эти руководители говорили, что национальная морская политика нужна, без нее у России — тупик в развитии. Пропаганда национальной морской политики является одной из основных задач Движения в поддержку флота.

Наша задача сейчас, в сложное для России время — заниматься и патриотическим воспитанием людей, в том числе и властей. Молодое поколение должно знать, каким раньше был наш флот.

В этом году провели конференцию, посвященную созданию 50-летия атомного подводного флота России. Большую помощь нам в этом деле оказал Нижегородский государственный университет. На базе его и прошла конференция, в которой приняли участие много ветеранов, ученых, кораблестроителей города. Когда ветераны рассказали, как создавался атомный подводный флот, это вызвало восхищение у студентов. Два года назад мы выступили с инициативой проведения конференции в связи с 40-летием создания первой атомной подводной лодки на заводе «Красное Сормово». Генеральный директор завода «Красное Сормово» Николай Сергеевич Жарков как-то сказал, что благодаря тому, что более сорока лет назад было принято решение строить на заводе атомные подводные лодки, у нас все изменилось — тогда появилось современное технологическое оборудование. Да и люди изменились! А было время, когда у северодвинцев и ленинградцев, строивших атомные подводные лодки, было сомнение: «Сормово? Справится ли?» Прошло время и стало ясно, что вклад сормовичей в строительство атомного подводного флота страны был огромным. Какие, например, были прекрасные отзывы индийцев о переданной им сормовской атомной подводной лодке. Многие ее офицеры стали адмиралами военно-морского флота Индии. Лодка эта была уникальная, настоящая гроза авианосцам США.

Нижний Новгород, хотя и находится вдали от морей, тесно связан с флотом. На флот работают много предприятий города и области. В 2005 году, когда мы проводили в Нижнем Новгороде съезд Движения, выдвинули идею создания Морской коллегии, которая была еще при Петре Первом. Чтобы показать гостям, что дает Нижний Новгород флоту, на Нижегородской ярмарке мне поручили сделать выставку предприятий, которые работают в интересах Военно-Морского Флота. До сих пор помню, как адмирал Масорин, в то время Главком Военно-Морского Флота России, прошел по павильону и сказал: «Вы знаете, я сюда ехал и думал, что в Нижнем Новгороде только завод «Красное Сормово» работает на флот, а оказалось, что здесь такое количество предприятий работает в интересах флота!». Можно уверенно сказать, что если бы не Нижегородская область, не Сормово, то Северного Флота бы не было.

— В нашем городе живут десятки тысяч людей — и моряков, и кораблестроителей, конструкторов. Что бы Вы пожелали морякам накануне Дня Военно-Морского Флота?

— Как-то так получалось, что День ВМФ централизованно в нашем городе до сих не отмечали. В этом году мы обратились к губернатору области Валерию Павлиновичу Шанцеву с письмом, в котором отметили колоссальный вклад Нижнего Новгорода в создание Военно-Морского Флота страны, и с одобрения губернатора 26 июля в 12 часов дня на площади Минина и Пожарского пройдет митинг, посвященный Дню Военно-Морского Флота. Мы приглашаем на эту встречу ветеранов флота, судостроения из всех районов области. Сегодня мне хочется поздравить этих людей, которые ценой своего здоровья, а то и жизни внесли огромный вклад в развитие Военно-Морского Флота России. Хотелось бы пожелать кораблестроителям как можно больше получать заказов для флота от государства. А всем, кто ходит в море, желаю семь футов под килем и попутного ветра.

Валерий КИСЕЛЁВ

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Поэзия сормовичей

Лира

Сормовские поэты: с новым годом!

читать дальше

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда