Версия для печатиВерсия для печати Гость номера | № 24 | Июнь | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3239/

Сергей Хрунков

Нам заслуженно доверяют

Три четверти века назад на Нижегородской земле был создан, а сегодня успешно развивается факультет Технического университета, ведущий подготовку инжене-ров-кораблестроителей. Но такого бурного развития бывшего кораблестроительного, а теперь факультета морской и авиационной техники, не припоминают даже его старожилы. Сегодня гостем нашего номера стал декан ФМиАТ НГТУ Сергей Николаевич Хрунков.

— Сергей Николаевич, расскажите о «географии» студентов вашего факультета.

— В основном у нас учится молодежь из Нижнего Новгорода и области. Но приезжают получить специальность кораблестроителя и из Казани, Волгограда, Кали-нинграда и даже Владивостока. Хочется отметить, что традиционно значительная часть обучающихся — сормовичи, они составляют более 60% студентов факультета морской и авиационной техники. Даже администрация родом из нашего Сормова — и я, и мой заместитель по учебно-воспитательной работе Ирина Владимировна Новоселова — жители проспекта Кораблестроителей.

— Что еще вас связывает с Сормовом?

— Мой отец Николай Степанович Хрунков работал мастером в прокатном цехе «Красного Сормова», мама Лариса Ильинична — врачом-терапевтом в сормовской поликлинике № 16. Я закончил 82-ю школу, затем Сормовский машиностроительный техникум по специальности «судовые машины и механизмы». В начале 90-х годов параллельно с учебой в СМТ около года проработал на «Красном Сормове». В моей трудовой книжке есть запись, свидетельствующая о том, что я работал трубопроводчиком судовым на сухогрузах.

— Как пришло решение связать свою судьбу с судостроением?

— Все началось еще в детстве. Повлияло и то, что отец работал на прославленном судостроительном заводе. Я не раз бывал с ним на спусках. Уже тогда меня волнова-ла атмосфера этого общего праздника. Праздника не только для тех, кто построил судно, но и для ветеранов, пришедших посмотреть на новое достижение судостроителей и для их семей. Летом в нашей семье было принято отдыхать на воде, на катере «Прогресс-4». Мы ходили не только по Волге и Оке, но и почти по всем малым рекам области — Ветлуге, Керженцу, Узоле, Теше, Сереже. Тяга к воде, кораблям и родила стремление получить образование в области судостроения.

— И каким же был ваш дальнейший путь в эту область?

— После СМТ я поступил в НГТУ, на корфак, по специальности «энергетические установки». НГТУ первым в России открыл магистратуру по кораблестроению. Я стал одним из первых четырех магистров, подготовленных техническим университетом. В 1998 году защитил магистерскую диссертацию, посвященную проблемам ор-ганизации рабочих процессов в главных двигателях. Поступил в аспирантуру. Моя научная специальность — «тепловые двигатели». После окончания аспирантуры в 2001 году получил предложение остаться на кафедре. Прошел путь от ассистента до заместителя декана на Сормовском вечернем факультете НГТУ. В 2006 году избран трудовым коллективом на должность декана факультета морской и авиационной техники.

— Какие имена прославили корфак, или теперь — ФМиАТ?

— Наш факультет закончили такие выдающиеся личности, конструкторы, как Ростислав Евгеньевич Алексеев, Игорь Иванович Африкантов. Факультет славен своими научными школами, одной из которых является всемирно известная школа средств разрушения ледяного покрова, возглавляемая заслуженным деятелем науки Валерием Андреевичем Зуевым. Его ледокольная приставка на воздушной подушке в настоящее время является наиболее современным и востребованным средством разрушения льда. Доктор технических наук, профессор, многолетний завкафедрой теории корабля Алексей Николаевич Попов является создателем курса аэродинамики и динамики полета самолета. Вячеслав Михайлович Волков — основатель школы усталостной прочности. Владимир Леонидович Химич, воспитанник и соратник Алексеева, отвечавший за двигатели экранопланов, возглавляет теплоэнергетическое направление на факультете.

— Сколько специальностей на факультете и каким был конкурс в последние годы?

— Наши студенты обучаются специальностям «самолетостроение», «энергетические установки», «динамика и прочность машин», «кораблестроение», «двигатели внутреннего сгорания». Конкурсы на бюджетное место на разных специальностях колебались от 2-х человек на место до 5-ти человек на 3 места. У нас учатся 60% юношей и 40% девушек.

Заметьте, в течение последних лет ни один абитуриент, пожелавший учиться у нас на факультете, не был отправлен восвояси. Тем, кто не прошел по конкурсу на бесплатное место, факультет помогал заключить договор с предприятием, которое оплачивало его учебу, а потом принимало на работу после окончания вуза. В условиях кризиса предприятий, готовых платить за своих будущих работников, стало немного. Зато финансирование открыло государство, выделив около 8 миллионов рублей.

— Расскажите об этом подробнее.

— На протяжении десятков лет набор на специальность «кораблестроение» составлял 53 человека. А в этом году случилось такое, что иначе как чудом не назовешь: Министерство образования и науки Российской Федерации пошло на небывалые меры — увеличило количество бюджетных мест, финансируемых государством до 123-х! Ни в одном вузе города нет такой специальности, по которой набор на первый курс составляет 123 человека.

— Чем еще, кроме увеличившегося числа бюджетных мест, может привлечь ваш факультет абитуриентов?

— Успехи и победы студентов-корабелов заметны, что называется, невооруженным взглядом. В 2008 году на факультете после долгого перерыва возобновлена заграничная плавательная практика. Базой для дальних походов стал легендарный четырехмачтовый барк «Крузенштерн». Это учебное парусное судно, совершая свои дальние походы по Балтийскому и Северному морю, укомплектовывает состав экипажа, в том числе и нашими сормовскими парнями, студентами ФМиАТ НГТУ. Плавательная практика проходит также на речных пассажирских судах по маршруту Нижний Новгород — Астрахань — Нижний Новгород.

Чтобы студентам можно было подработать в свободное от занятий время, на факультете создано и активно работает собственное конструкторское бюро «КОРВЕТ». Среди решаемых задач — переоборудование и переклассификация судов, проведение сертифицированных Регистром опытов кренования и другие конструкторские задания. Студенты привлекаются к работе, начиная с третьего курса. Ребята заняты серьезным делом и получают соответствующее денежное вознаграждение.

А на младших курсах, кроме учебы, студенты факультета морской и авиационной техники занимаются музыкальным и хореографическим творчеством, раз за разом одерживая феерические победы в университетских и межвузовских конкурсах, занимаются спортом. Факультет, единственный в НГТУ, имеет сборную по мини-футболу, которая играет и за пределами Нижегородской области — в хронологию ее побед ярко вписаны гостевые матчи со сборными Казанского авиационного и Калининградского рыбопромыслового институтов. В этом году на ФМиАТ удалось организовать яхтенную школу «Парус». В нее входит группа из 20 человек, в том числе 2 девушки. Теоретические занятия проводятся на факультете, практические — на территории яхт-клуба «Ока» на арендованных яхтах. Этим летом «Парус» выходит в поход до Васильсурска. Стоит заметить, что на факультете традиционно сложились особые, добрые отношения между преподавателями и студентами. Так, этой весной студенты-отличники посетовали: наши факультетские «звезды» — артисты и спортсмены ездят в увлекательные поездки по городам России, а тихие скромные отличники, как всегда, сидят за учебниками. В результате 24 отличника за счет факультета были отправлены на отдых в Казанский аквапарк.

— Чего вы хотели бы пожелать абитуриентам 2009 года?

— При таком количестве мест для первокурсников счастливый пропуск на факультет в этом году получит каждый, кто придет в приемную комиссию и сдаст туда свои документы. Для поступления и дальнейшего успешного обучения на факультете не требуется ничего сверхъестественного. Нужно просто прийти в приемную комиссию НГТУ и сдать документы. Мы ожидали такого шага со стороны правительства России, ранее уже были существенно увеличены государственные ассигнования на содержание профессорско-преподавательского состава и проведение научных исследований. Промышленности России нужны наши выпускники, и государство требует от нас увеличения их выпуска. Нам заслуженно доверяют.

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Елка-шоу

Сами ёлку мы нарядим…

В Сормове есть свои предновогодние традиции. Одна из них — проведение конкурса новогодних игрушек «Елка-шоу», в котором с удовольствием принимают участие ученики с 1-го по 11-й класс школ района.

читать дальше

Дворец культуры

Год со сказки начался

8 января во Дворце культуры ОАО «Завод «Красное Сормово» прошла традиционная, в четвертый раз, рождественская елка главы Сормовского района, организованная при поддержке Нижегородской Епархии.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда