Версия для печатиВерсия для печати Культура | № 23 | Июнь | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3234/

Даль

Один день с юными читателями

160 лет назад, в июне 1849 года, русский писатель В. И. Даль приехал в Нижний Новгород. Десять лет он возглавлял местную удельную контору и был центром притяжения культурной жизни города. Одна из детских библиотек Московского района носит его имя. Предлагаем вам пережить один день с юными читателями.

Утро. С портретов в помещении библиотеки строго поглядывают Пушкин и Гоголь. На стуле лежат стопочки сданных читателями книг. Мне пора их расставлять по полкам. Так… Н. С. Шер, «Рассказы о русских художниках». Подобные книги наши юные читатели часто спрашивают — через дорогу детская художественная школа. Мопассан… Старшеклассница рассказала, что мама запретила ей читать этого автора, хотя сама читала. Неужели еще так бывает…

Хлопнула дверь. Влетел длинноногий старшеклассник.

— Блока! Через два урока сдаю. — Юноша перелистал несколько изданий. — Нет того стишка! Я по Интернету смотрел, запомнил одну строчку. Перемена проходит… Ладно, не надо.

— Выучи другое стихотворение. Пригодится. Как-нибудь для девушки продекламируешь.

Медленно, с одышкой, зашла пожилая женщина. Сразу присела на стул.

— Дух переведу! Я к вам за цитатами! Еще в прошлый раз их приметила на выставке. Внучке сочинение о Родине задали, вот и помогаю. Мои-то сочинения на конкурсах побеждали…

Заглянула Юля Шекунова. Она на домашнем обучении, поэтому посещает абонемент по утрам. Юля, выбрав книги, скромно предложила:

— Посмотрите мои новые изделия, — из косметички посыпались самодельные украшения.

— Удачно подобрала бисер.

— Может быть, опять меня на выставку пригласят.

— Конечно, — соглашаюсь.

С шумом и смехом открыли дверь пятиклассники, неразлучные друзья Сережа Калинкин и Маша Соколова. Они самые ответственные, самые отзывчивые читатели. Сочинение о Гоголе написать? С радостью! Анкету заполнить? Без уговоров!

Маша любит читать о кошках, Сережа — о собаках. Друзья ориентируются в библиотечных разделах, всегда просматривают даже «Сельское хозяйство».

— Вот! — предложил Сережа, — Про гречку и пшеницу, кукурузу и горчицу.

— Ты возьми о лошадях!

Ребята старательно вывели свои завитушки в формулярах.

Из фойе донеслось шушуканье. Спорили дедушка и внучка. Только цветы могли подслушать их секреты. Потом дедушка увлекся выставкой рисунков, а внучка, повесив голову, пошаркала к кафедре.

— За… Задолжница… Что мне будет?

— Накажите ее! — не выдержал в досаде дедушка-партизан.

— Книгу сдала, ошибку поняла. Что дальше?

— С хорошим настроением посещать библиотеку!

Тяжеленный пакет с журналами принес Никита.

— Отдаю! — решительно шлепнул пакет на стол. — Пусть ребята читают!

— Журнал «Компьютерные игры». Мама разрешила?

— Рада. У меня ошибки в диктантах. Дайте мне пособие по русскому. За орфографию возьмусь.

Часок для библиотеки нашла и Оля Казанцева. Здоровье ее подводит, но девочка не унывает. Учится в средней школе, в воскресной, и нас регулярно навещает.

— Хочу продлить книги. Сдаю только одну. Но я не прочитала ее, она меня усыпила, — рассказала Оля. —Читала я, читала, и ткнулась. Мама не могла разбудить.

— Повезло с книгой. Хорошо поспала!

— Двойку получила по природе! В климат не успела вникнуть. Обидно. Климат — трудная тема. Разберись в этих воздушных массах! — Оля в сердцах махнула рукой на наш высокий потолок.

С детьми в основном занимаются бабушки. Проверят английский, хотя учили немецкий. Снабжают житейской мудростью.

— Буду о шахматах читать, — надумал сегодня Саша. — Это серьезно. Да, мы с бабушкой выполнили ваше задание!

— Какое? — подзабыла я.

— Музей на набережной посетили. Картина здоровая!

Наши читатели охотно спрашивают книги по моделированию. Хотят они дома попилить, построгать. Но самолеты и корабли у них не получаются.

— Материалов нет, да и родители не помогают, еще и за мусор ругают, — объяснил Кирилл, перечитавший все наши книги по этой теме.

Кирилл — семиклассник. Серьезный, сдержанный юноша. Обязательно посещает и младший абонемент, чтобы взять книги для младшего брата. Вдруг и Кирилл удивил:

— Есть книги по акробатике? Мы с товарищем решили прыгать в парке.

— Я хожу через парк. Подростки там акробатничают на высоком берегу реки. Разве можно без тренера выполнять такие опасные трюки?

Таня Князева озаботилась докладом о растениях-хищниках:

— Полезно о них знать. Летом в деревню поеду, в Большемурашкинский район. Представляете, моя подруга там нашла необычные черепки. И я займусь археологией.

Протягивая прочитанные книги, Полина блеснула разноцветными ноготками.

— Разрешают такую радугу в школе?

— Ну… Делают замечания. Хотя старшеклассники с черепами, а учителя в цветочках. Несправедливо. Мне стихи о природе и все о пришельцах. Как выглядят, где приземлялись.

— Сразу контакт наладишь с ними, когда они приземлятся перед библиотекой.

— Я их радужными пальчиками поприветствую!

Играя новеньким сотовым телефоном, кудрявый Андрюша попросил:

— Рассказ. Как ворона на крыше заблудилась.

— Ты бы не ходил так с дорогим телефоном, — предупреждаю мальчика.

— Другу хочу позвонить. Мама не разрешает с ним дружить: он плохо учится. Так ему никто не помогает, а я с бабушкой уроки делаю. Зато он по дому все делает.

О своих планах мне поведал Андрей Соколов:

— Я хочу читать о машинах. Меня техника притягивает: грузовики, трактора, автомобили. Скоро в деревню Валки поеду. Знаете такую? Там Керженец течет, Макарьевский монастырь стоит. У меня в сарае тьма железок. Люблю в технике разбираться.

— А на природе бываешь?

— В поле. Я пахал. В лес за мхом ходил. Мхом и опилками я крыши пробивал. Настоящая работа!

Издалека я узнала мелодичный, чистый голос Жени. Она тоже меня радует. Читает зарубежных классиков и умные книги о далеких странах.

— Я увлеклась интерьерами. Хочется преображать стены, пространство. Развернулась бы дома — нельзя, родители не разрешают!

— Свой уголок укрась, — советую Жене.

— Нет уголка. Живу в проходной. Когда брат уезжает, занимаю его комнату. Родители и тут дверь настежь!

Когда Женя волнуется, она чуть-чуть заикается.

— Раньше сильней заикалась. Помогли хорошие упражнения.

— На абонементе есть читатель, твой ровесник. Он очень страдает от этой проблемы.

— Я понимаю его. Вот! — Женя развела руки-крылья: — Передайте ему мое движение… Дыхание… Так, так…

… Чудо как хороши мои взрослеющие читатели. Каждый день я замечаю в них волшебные изменения возраста. Лишь бы жизнь не заразила их равнодушием, не обделила любовью.

Марина КУЛАГИНА, библиотекарь

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››