Версия для печатиВерсия для печати Наша история | № 12 | Март | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3144/

Сормово

Из истории сормовских улиц

«Купила на Рубинчика в «Витамине» дешевых мандаринов. Где? На бывшей Старой канаве. У нас в «муравейнике» дороже. Да нет, на Большой дороге, где был «Плес» — «Муравей». А в начале Культуры 500-квартирный дом так зовут…». (Из разговора по мобильному телефону).

Приезжий человек, услышав подобный разговор, не сразу поймет, что речь идет в наших улицах.

Открываю справочник «Улицы города Горького», изданный Волго-Вятским книжным издательством в 1983 году: «Улица… Мы живем на ней и к ней привыкли. Но всегда ли знаем, почему она так названа? А ведь большинство улиц хранит память о важных событиях прошлого, облике местности, замечательных людях, их славных делах…

В старом Нижнем Новгороде было полторы сотни улиц, переулков и площадей. В современном городе Горьком их более полутора тысяч…».

За четверть века, прошедших с года издания справочника, многое изменилось. Нашему городу вернули его историческое название — Нижний Новгород. В Сормове появились целые микрорайоны с новыми улицами и площадями.

Кстати, согласно справочнику, в 1983 году в Сормовском районе было 228 улиц, переулков и площадей, а в выделившимся из большого Сормова Московском районе — 134.

Мне хотелось бы напомнить читателям об истории возникновения и развития улиц большого Сормова. Хотя первое упоминание в летописях о Сормове относится к 1542 году, развитие этого и смежного с ним селений началось лишь после 1849 года, с появлением рядом, на берегу Волги, Нижегородской машинной фабрики, ставшей вскоре знаменитым Сормовским заводом.

Когда в 70—80-х годах XIX века завод получил госзаказ на изготовление железнодорожных мостов, паровозов, вагонов и другого оборудования для развития сети железных дорог в России, начался большой приток в Сормово и соседние с ним селения получивших свободу крепостных крестьян со всей губернии.

Вот как описано развитие Сормова и его окрестностей в книге «Красное Сормово»: завод и люди», выпущенной издательством «Кварц» в 2006 году: «Огромный наплыв рабочей силы на Сормовский завод в конце XIX века привел к тому, что в его окрестностях разросся целый фабричный поселок. Он образовался из совершенно слившихся между собой Сормова, Мышьяковки и Дарьина. Сюда же влились прилегавшие к ним выселки и «линии» на песках — так называемая Новая стройка.

Впоследствии к этой объединившейся группе селений вплотную примкнули Починок, Копосово и Варя. Всего в фабричном поселке, который растянулся на шесть верст, к началу нового века проживало более 40 тысяч человек. На две трети это было пришлое население. Приземистые деревянные избенки с кое-как сколоченными сарайчиками, кривые, беспорядочные улочки, тупики, переулки, кучи мусора — все это напоминало огромный временный лагерь…

Мощеных улиц имелось всего две — Большая и Шоссейная, да и те были выложены булыжниками не полностью. Большая Канава, Старая Канава, Болотная, Пески — типичные названия старых улиц Сормова.

Впрочем, для начальства был построен уголок с удобствами. Читаем далее в той же книге: «В 1895 году был застроен элитными домами Заводский парк, где поселилось заводское руководство, служащие главной конторы и директор завода А. П. Мещерский. Эта благоустроенная улица была недоступна для остальных жителей, обнесена забором, а в воротах стоял привратник…

От Заводского парка по железнодорожной ветке, соединяющей Сормовский завод с Московским вокзалом, ходил так называемый «вагончик» до Канавина. На нем рабочие, проживающие в Гордеевке, Варихе и других деревнях, ездили на работу».

Другой осью расселения, кроме шоссейной дороги, стала железнодорожная ветка на Балахну. Сейчас это улица Новосельская в Копосове, Первая и Вторая линии в Высокове.

Как же называли улицы, переулки, площади? Прежде всего, по рельефу и особенностям окружающей местности (Березовская, Болотная, Боровая, Дубравная, Заболотная, Заливная, Торфяная, Хвойная, Бугристая, Канавная, Холмистая), по отдельным зданиям и сооружениям, находящимся на них (Александро-Невская, Соборная, Амбулаторная, Базарная, Станционная). После 1977 года большую часть улиц называли в честь различных географических объектов (рек, городов и пр.) или значительных исторических событий (революция, война, индустриализация, освоение космоса и т. п.). Значительное число улиц и площадей носят фамилии известных людей, среди которых есть и наших земляки, оставившие свой яркий след в истории страны. Замечу, что некоторым «советским» названиям улиц уже нужны пояснения. Например, улица Исполкома названа по старому зданию исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся. Переулок Проходной вел к Дарьинской проходной завода «Красное Сормово». А знает ли нынешняя молодежь, чьи имена скрываются за названиями улиц Вождей Революции, Щербакова, Землячки?

Многие улицы и переулки Сормова и его окрестностей названы в связи с профессиями и производством основного предприятия — завода «Красное Сормово».

В следующих номерах газеты вы узнаете о судьбах улиц, об их переименовании, о названиях, увековечивших замечательные события славной истории нашего Сормова.

Валерий КОЗЛОВ

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Штефан Дик из города Брюхзаль в Германии

Немецкий парень учит юных сормовичей

В специальном (коррекционном) детском доме № 1 Сормова занимается информатикой с ребятишками немец Штефан Дик.

читать дальше

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда