Версия для печатиВерсия для печати Гость номера | № 12 | Март | 2009

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3143/

Товарищество российских актеров «Дебют», Герман Кретов

Все мы — одна семья, или О человеке и его душе

27 марта отмечается Международный день театра. А потому гостем нашего номера стал актер и режиссер, художественный руководитель Товарищества российских актеров «Дебют» Герман Алексеевич Кретов.

Две судьбы в одну соединив…

Свой дебют он помнит как сейчас — впервые на сцене Дворца пионеров 15-летний Герман Кретов читал басни С. Михалкова «Заяц во хмелю» и И. Крылова «Ворона и лисица». А потом были эпизодические роли в школьных спектаклях, которые ставила учительница литературы по пьесам советских авторов — «Аттестат зрелости» и другие.

…Когда в Красноярском крае объявили набор рабочих в Черногорские копи, отец нашего гостя — Алексей Георгиевич Кретов без колебаний выбрал путь шахтера. Он начинал навалоотбойщиком, но всю жизнь занимался самообразованием и вырос до начальника участка. Был веселым человеком, прекрасно пел русские песни. Во время войны А. Кретов — артиллерист, истребитель танков. Он был коммунистом, награжден орденами и медалями.

В 46-м году, после тяжелого ранения отец вернулся домой в звании капитана. Он очень хотел, чтобы его сыновья продолжили шахтерскую династию. Дело отца подхватил младший сын — Альберт. А старший — Герман, видно, уродился в мать. Мария Александровна Садовская всю жизнь работала медицинским работником, была натурой творческой, поэтической. Она и имена дала сыновьям необычные, литературные.

— Отец считал профессию шахтера самой подходящей для мужчины, именно так нужно зарабатывать хлеб, — с грустной улыбкой говорит Герман Алексеевич. — А актер — вроде «несерьезная» профессия, и он порой даже стеснялся говорить, что его старший сын работает в театре…

Но Германа с детства неудержимо влекли сцена и живопись. Рисовать он учился в изокружке Дворца пионеров, там же посещал и драмкружок.

В 1956 году, закончив среднюю школу в Черногорске, Герман отправился служить в Советскую Армию — на Дальний восток, в авиацию. После армии в 1960 году поступил в Красноярское художественное училище им. Сурикова. Но после года учебы понял, что все же «главным из всех искусств» для него является театр. И в 1961 году Г. Кретов поступает в только что открывшийся Красноярский институт искусств…

А в это время путеводная нить судьбы вела в Красноярск девушку с берегов Волги. Светлана Барамонова родилась в Нижнем Новгороде (тогда — городе Горьком), закончила здесь среднюю школу и поехала в Москву, учиться актерскому искусству. Одаренная девушка была принята сразу в два института — ГИТИС и в Щукинское училище. Но человек предполагает, а Бог располагает: случилось так, что Светлана стала студенткой и Красноярского института искусств, где судьба и свела ее с Германом Кретовым. Они поженились на 3-м курсе.

— Мать Светланы, моя теща, предвидя кочевую жизнь актеров, сделала мне наказ: «Откуда забрал мою дочь, туда и верни», — снова улыбается Герман Алексеевич. — Ее наказ я выполнил — в 1994 году, 15 лет назад, мы приехали на родину Светланы Константиновны, в Нижний Новгород.

Но между наказом и его выполнением лежали почти 30 лет жизни — роли, премьеры, гастроли, поиски себя — огромная, наполненная радостью и муками творчества жизнь.

От Самарканда до Владивостока

После окончания института молодая актерская семья Кретовых в поисках удачи, работала во многих театрах Союза: Димитровград Ульяновской области, Самарканд, Мукачево, Ирбит, Астрахань, Томск, Оренбург, Красноярск.

В те времена в Москве существовала так называемая «театральная биржа», куда летом съезжались актеры и режиссеры со всей страны. Благодаря «бирже» актеры имели возможность играть в других городах, театрах, труппах.

Со временем Кретов ощутил потребность испытать себя и на режиссерском поприще. В начале 70-х годов он поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве.

Как-то в Димитровград приехал московский режиссер Н. А. Рябов. Он поставил в местном театре спектакль по пьесе молдавского драматурга Иона Друце «Святая святых». Главный герой — бывший фронтовик, колхозный пастух Кэлин Абабий, человек порядочный, совестливый, с повышенным чувством справедливости. Основная коллизия — конфликт между простым человеком и чиновничьим произволом, бюрократизмом и бездушием. Роль Абабия играл Герман Кретов. Он приглянулся режиссеру и в 1978 году вместе с женой получил приглашение в Астраханский драматический театр, куда Н. А. Рябов был назначен главным режиссером.

— Рябов поверил в меня как в актера и режиссера, — говорит Герман Алексеевич. — Он сразу ввел меня в девять спектаклей, в том числе на главные роли. Порой приходилось в кратчайшие сроки учить более 40 страниц текста. Слава Богу, справился.

Режиссер Рябов был «неудобным» человеком для местных партийных чиновников. Он ставил только то, что ему нравилось, а не то, что «велели». В Астрахани Кретовы отработали почти два года. С астраханским и оренбургским театрами объездили практически всю страну: от Томска до Узбекистана, от Западной Украины до Владивостока и Комсомольска-на-Амуре. Сын Сережа вырос за кулисами, но выбрал профессию строителя, закончил Нижегородскую строительную академию.

В «дар от родителей» ему достался талант пародиста, но об этих его способностях, к сожалению, знают только родные и друзья…

Карьеру режиссера Г. А. Кретов начал с постановки детских спектаклей — сказок «Великий волшебник», «Малыш и Карлсон», «Лапти-самоплясы», «Царь-горох», которые имели большой успех у юной публики. Затем были постановки «Замок Броуди» (по роману А. Кронина), «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Точка зрения» В. Шукшина. Это было смелым шагом, ведь в те времена Шукшина не то что «не рекомендовали» — его запрещали ставить. В последний год работы в Красноярском молодежном театре (1993—1994), где Кретов одновременно был и директором и главным режиссером, он успел поставить сказку «Лапти-самоплясы», а также пьесы Злотникова «Пришел мужчина к женщине» и «Двое на качелях» американского драматурга Гибсона.

Нижегородский «Дебют»

Ровно 15 лет назад семья Кретовых приехала в Нижний Новгород. Обосновались в Сормове. В 1995 году Герман Алексеевич организовал антрепризный театр при Доме актера, едва ли не первый в Нижнем Новгороде. В Москве таких театров много. Зарегистрировал его как частное лицо, платит налоги. Начинал с тремя артистами, сейчас их более двадцати.

— В нашем Товариществе российских актеров (ТРА) «Дебют» работают артисты из всех нижегородских театров — из театра драмы им. Горького, из театра «Комедiя», из ТЮЗа и так называемые «свободные художники». В массовых сценах заняты студенты театрального училища, — рассказывает Герман Алексеевич о своем «нижегородском детище».

За 14 лет поставлены и вынесены на суд зрителей более десятка пьес, в том числе «Иванов» А. Чехова, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Ретро» А. Галина, вечер русской комедии «Ах ты, душечка!». Сегодня в репертуаре «Дебюта» шесть спектаклей. «Гвоздь» репертуара — трагикомедия «Поминальная молитва», написанная Г. Гориным по мотивам произведений Шолом-Алейхема, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Еще работая в оренбургском театре, Г. Кретову довелось сыграть роль лавочника Лейзера, и он «загорелся» идеей поставить эту пьесу. Идея осуществилась в Нижнем Новгороде: режиссер Герман Кретов поставил пьесу, а актер Герман Садовский играет в ней главную роль — молочника Тевье, Светлана Шленская (Кретова) — его жену Голду.

— Главная мысль, которую хотелось бы донести до зрителя: все мы — одна семья, — поясняет Герман Алексеевич. — Вера, национальность, цвет волос и кожи не имеют значения. Люди должны понимать и помнить: какими бы мы ни были разными, нам лучше жить мирно, одной семьей. Надеюсь, нам удалось постичь самобытность и тонкость еврейского юмора — это «смех и слезы».

Как зритель могу подтвердить, что именно такие эмоции и владеют зрительным залом во время просмотра — очищающие душу смех и слезы…

Герману Кретову как художественному руководителю антрепризного театра, довелось познакомиться со всеми директорами нижегородских театров, он посещает все премьеры. Именно там он «высматривает» актеров для своих спектаклей. Особенно охотно идут к нему молодые актеры, которые полны энергии, готовы «горы ворочать» и мечтают получить интересные роли. У Германа Кретова свой рейтинг нижегородских театров: драма, «Комедiя», ТЮЗ.

— В моем театре есть очень мощное преимущество, — говорит он. — Здесь больше демократии, здесь не «депрессируют» актера. Я — приверженец традиционного русского психологического театра. В моих спектаклях нет ни звуковых, ни световых спецэффектов, нет «обнаженной натуры», на чем сегодня многие спекулируют. У нас звучит только классическая музыка — Моцарт, Чайковский, Рахманинов. Я иной раз даже словечки авторские заменяю, если они кажутся грубыми, пошлыми, жесткими. К сожалению, в большинстве наших театров преобладает коммерческий интерес. Мое преимущество — говорить о душе…

При любой возможности Герман Алексеевич посещает симфонические концерты в Нижегородской филармонии. Дома у него целая фонотека классики. Не забыта им и живопись. Он делает этюды — волжские пейзажи, живописные уголки среднерусской полосы. Удаются ему и копии с полотен Айвазовского, Левитана, последнего он особенно ценит за умение передать настроение.

Сегодня в театре Кретова репетируется новый спектакль.

— Мы делаем его по просьбе нашего зрителя — слава Богу, за 10—12 лет в Нижнем Новгороде у нас появился «свой» зритель, люди, которые ходят на все наши спектакли. Его обобщенный портрет выглядит так: интеллигенция, служащие, средний возраст — 30—40 лет, но много и студенческой молодежи. Я перелопатил массу пьес и нашел среди современного литературного хлама (простите старого ретрограда) пьесу Вл. Жеребцова «Театр одного зрителя». Мой спектакль будет называться — современная шутка-комедия «Конфетки-бараночки». Тема его очень злободневна: сегодня, к сожалению, деньги решают все. Но чтобы показать, что не все так безнадежно, я насытил спектакль музыкой, танцами (балет и рок-н-ролл), юмором. Я играю эпизодическую роль еврея Шварца — «узурпировал своей властью»! — вновь на лице Германа Алексеевича лукавая и мудрая улыбка. — По сюжету в провинциальном театре у актеров остался единственный способ заработать себе на жизнь — играть только для одного зрителя, который закупил все спектакли. Это самодур, человек без культуры и интеллекта — но у него есть деньги! Вот и выходит, что за деньги сегодня можно купить все! Светлана Константиновна тоже занята в этом спектакле. Вообще, театр во многом держится на ней. Репетиции идут с октября, хотелось бы, чтобы в апреле состоялась премьера. Говорить о чем-то большем я сейчас не отваживаюсь…

Читатели помнят, что в начале марта было совершено чудовищное преступление — с особой жестокостью была убита Галина Вениаминовна Сорокина, директор Дома актера, председатель Нижегородского отделения Союза театральных деятелей РФ.

— Мы все звали ее «наша мама», — с горечью говорит Герман Алексеевич. — Она много помогала нашему театру, благодаря ей мы 10 лет успешно работали в Доме актера. Это трагедия и лично для меня, и для нашего театра, и огромная утрата для всей театральной общественности Нижнего Новгорода…

Но в жизни, как и на сцене, человек не может плакать бесконечно: спасают работа, близкие люди, юмор.

ТРА «Дебют» с успехом выступал на различных сценических площадках города — в Доме офицеров, в ДК Автозавода, в ДК «Победа». В зале Дома актера — всегда «переаншлаг». И главное — у «Дебюта» есть свой, верный ему зритель, который знает: в постановках режиссера Кретова он увидит старую русскую театральную школу, с ее главным принципом — говорить о человеке и о его душе.

Маргарита ФИНЮКОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Дворец культуры

Год со сказки начался

8 января во Дворце культуры ОАО «Завод «Красное Сормово» прошла традиционная, в четвертый раз, рождественская елка главы Сормовского района, организованная при поддержке Нижегородской Епархии.

читать дальше

Снего-лего

Снежные пожелания сормовичам

Кто из ребят не любит пушистый белый снег?! Таких, пожалуй, не найдется, ведь из него можно вылепить и задорного снеговика, и горку, а может, и что-то гораздо более необычное. На очередном ежегодном конкурсе «Снего-лего», прошедшем накануне Нового года в Сормовском парке, старшеклассники смогли и в «снежных скульпторов» в свое удовольствие поиграть, и даже призы за это получить.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда