Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 47 | Ноябрь | 2008

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/2825/

Н. Н. Кутейников

В центре событий

90 лет назад на Сормовский завод пришел новый главный инженер — талантливый кораблестроитель Н. Н. Кутейников.

В 1918 году Нижний Новгород остался единственным портовым городом советской России с развитой судостроительной промышленностью. Именно сюда железнодорожными вагонами везли орудия, снятые с судов Балтийского флота, именно сюда направились моряки затопленного Черноморского флота, отсюда на фронта революции уходили бронепоезда. В Нижний Новгород был направлен талантливый инженер — кораблестроитель Николай Николаевич Кутейников.

Николай Николаевич родился в 1872 году в семье одного из самых известных кораблестроителей того времени Н. Е. Кутейникова (впоследствии генерал-лейтенанта Адмиралтейства). Пойдя по стопам отца, он сумел не только перенять его всесторонний опыт, но привнести в судостроение множество различных новшеств.

В 1892 году Кутейников окончил кораблестроительное отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте, после чего он был отправлен на Балтийский завод помощником судостроителя. В это время на заводе строился крейсер «Рюрик», спроектированный его отцом. Через два года Николай поступает в Морскую академию, сразу на два отделения — корабельное и механическое, и оба с отличием заканчивает.

В 1901 году в «Вестнике общества морских инженеров» Н. Н. Кутейников опубликовал статью «Разбор элементов подводных судов». Это работа помогла в проектировании первой русской боевой субмарины «Дельфин» (главный конструктор И. Г. Бубнов).

В 1904 году Кутейников получает приказ отправиться в Порт-Артур. С собой он берет бригаду работников с Балтийского завода. В Порт-Артуре он одним из первых применил ремонт кораблей в море с помощью деревянных кессонов, которые практически полностью заменяли сухой док.

Во время боевых действий в порту было множество поврежденных судов и для всех не хватало доков, а быстрота ремонта в таких условиях равноценна жизни. Здесь в тяжелейшей обстановке в полной мере смог проявиться талант инженера Кутейникова, который смог за короткие сроки обеспечить своевременный и надежный ремонт судов Российской эскадры. В 1905 году он опубликовал статью «Из опыта корабельного инженера под Порт-Артуром», где доказал, что причина военной неудачи не в качестве судов, а в неумелом их использовании.

Под руководством Кутейникова проходило строительство первого российского корабля класса «дредноут» —

«Севастополь». Затем Кутейников разработал уникальный проект дизельного броненосного крейсера водоизмещением 19000 т, задолго опередив немецких изобретателей.

В 1918 году все океанские и морские порты России были небоеспособны: Балтийский флот заперт в Финском заливе, Черноморский флот потоплен, Тихоокеанские порты оказались в руках японцев. Именно в этот момент Кутейников направляется в Нижний Новгород, который становится центром России, а Сормовский завод — главным заводом страны.

Красной армии нужен был флот, способный передвигаться по рекам и небольшим водоемам. Перед Кутейниковым как главным инженером завода стояла сложнейшая задача: перестройка речных пароходов и барж в военные суда. Навеска дополнительных железных плит, установка пушек на суда, технологически совсем для этого не предназначенных, требовали огромного инженерного мастерства. Кутейников справился со своей задачей превосходно. В течение всей войны в Сормове ремонтировались и вооружались суда Волжской и Каспийской военных флотилий.

В 1920 году на заводе был построен первый советский танк типа «Рено», налажен поточный ремонт железнодорожных вагонов, что в условиях войны было жизненно необходимо. Для работников Сормовского завода Кутейникову удалось выбить дополнительный паек, что помогло им в условиях повсеместного голода прокормить семью. К сожалению, в самом рассвете своих сил, на 49-м году жизни, Николай Николаевич заболел сыпным тифом и в начале 1921 года скончался. Был похоронен на Сормовском кладбище. В последний путь работники завода несли его на руках.

Александр КРАСНОВ

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Наш маленький юбилей

Дорогие читатели! Вы держите в руках юбилейный — 70-й выпуск семейной газеты «Ладушко». Её первый номер вышел в середине января 2003 года — ровно семь лет назад.

читать дальше

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда