Версия для печатиВерсия для печати Власть на местах | № 45 | Ноябрь | 2008

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/2797/

Специальное конструкторское бюро — СКБ-112

Конструкторы — подводники

Смелость и простота технических решений

30 апреля 1953 года Министр транспортного и тяжелого машиностроения — главный инженер промышленности, как его часто называли в те далекие годы, — Вячеслав Александрович Малышев подписал приказ № 00145, которым предписывалось: «Реорганизовать существующее СКБ завода «Красное Сормово» в Специальное конструкторское бюро — СКБ-112».

Так начиналась жизнь ЦКБ «Лазурит», чья производственная деятельность в то время заключалась, в первую очередь, в обеспечении рабочими чертежами и технической документацией судостроительных заводов страны и оказании им технической помощи при строительстве подводной лодки проекта 613.

По приказу Министра № 00145 ударными темпами («…не позднее 1 октября 1953 года…») выпускались для заводов страны рабочие чертежи и техническая документация ПЛ пр. 613. Почти одновременно изготавливались чертежи и техническая документация для лицензиатов (КНР). По ним в КНР (сначала в Учане, затем в Шанхае) построены более 20 подводных лодок проекта 613. Всего же в КНР и КНДР по чертежам сормовских конструкторов построено более 120 подводных лодок (проектов 613 и 633).

Вновь созданное СКБ-112 не ограничивалось исправлением и тиражированием необходимой технической документации, а параллельно вело и проектную работу по модернизации средних подводных лодок проекта 613. Всего было выполнено 196 модернизационных работ на 172-х подводных лодках. Среди них уникальные: первые носители крылатых ракет надводного старта (П-613,644,665,644 ПУ) , первые экспериментальные спасательные подводные лодки (проектов 613С и 666) и 28 торпедных (многоцелевых) подводных лодок, у которых увеличены вдвое автономность и в 1,5 раза дальность плавания (пр. 613В).

Среди привлеченных к работе по отехноложиванию чертежей пр. 613 были известные заводские изобретатели-орденоносцы С. Н. Якимовский, Л. Н. Краснопольский, А. П. Овчинников, В. П. Воробьев, М. И. Лернер; лауреаты Сталинской премии М. М. Пилярский, С. А. Чепурнов и др.; лауреаты премии АН СССР им. В. И. Калашникова Ф. Ф. Малышев, В. М. Михалев, Н. П. Курицын и др. Кроме того, к ним присоединились энергичные фронтовики, молодые специалисты, только что окончившие институты (А. И. Аменицкий, А. С. Знаменский, В. Я. Земсков, Н. Е. Цыбин, В. К. Громов и другие, которые студентами или абитуриентами ушли на фронт).

Все они, словно специально подобранные под В. А. Малышева, отличались повышенным рефлексом цели, не боялись применять смелые решения, смело выдвигали молодых специалистов на сложные участки работы. Новаторские идеи и сам стиль работы В. А. Малышева соответствовал сормовским конструкторам.

В апреле 1955 года закончили предэскизные проработки первого технического проекта (633). Из представленных двух вариантов техпроекта выбрали «инициативный» («633И») с улучшенными тактико-техническими характеристиками по сравнению с ТТЗ.

Проект получился удачным. Это был лучший послевоенный проект средней дизель-электрической подводной лодки.

В 1958 году, когда ЦКБ-112 было поручено разрабатывать проект атомной подводной лодки (670), в нем работало 486 инженерно-технических сотрудников, среди которых с высшим образованием — менее половины. Отсутствовали специалисты по электронике, автоматике, атомной физике, холодильным установкам, гидромеханике, акустике. Предстояло наращивать интеллектуальный потенциал конструкторов количественно. С новой задачей ЦКБ — 112 справилось успешно.

Одна из причин быстрого становления конструкторского коллектива заключается в том, что с самого начала, когда дипломированных специалистов в бюро было немного, существовал (и умело поддерживался руководством) культ знаний. Учились все, в том числе по линии технической учебы (за 10 лет школу резерва закончили 188 человек, институт повышения квалификации — 119).

Воспитание творческого коллектива конструкторов ЦКБ «Лазурит» с высоким интеллектуальным потенциалом и большим профессионализмом — заслуга руководителя тех лет В. П. Воробьева, который с 1954 года был начальником ЦКБ, а с 1960 года стал еще главным конструктором атомохода проекта 670.

Головной корабль заложен 9 мая 1964-го. Через 3 года 5 месяцев и 27 дней после его закладки, 5 ноября 1967 года, в Северодвинске председатель Государственной приемной комиссии вице-адмирал А. И. Сорокин подписал приемный акт. Первая сормовская АПЛ под командованием капитана 1-го ранга В. В. Савицкого, при старшем помощнике капитана 2 ранга Е. Н. Золотареве, заместителе командира, капитане 2-го ранга, П. А. Яичницыне и командире БЧ-5 капитане 2-го ранга Л. Б. Никитине начала службу на Северном Флоте.

В 1970 году создание АПЛ пр. 670 было отмечено Ленинской премией (В. П. Воробьев, Ю. Б. Бабанский, К. С. Старцев, В. И. Субботин, Ф. И. Чуев, И. В. Чурдалев).

АПЛ пр. 670 была первым в мире действующим атомным подводным крейсером с крылатыми ракетами подводного старта.

Наиболее плодотворная творческая активность конструкторского коллектива была достигнута в 80-е годы. В это время на заводе «Красное Сормово» шло строительство атомных подводных лодок проектов 945 и 945А, сдана головная АПЛ пр. 945 (1984 г.), подписан приемный акт и передана ВМФ в опытную эксплуатацию ДЭПЛ с вспомогательной атомной установкой пр. 651Э (1985 г.), производились морские испытания ПЛ пр. 613Э с вспомогательной энергетической установкой на электрохимических генераторах. Шло проектирование головной атомной подводной лодки IV поколения пр. 957 и противолодочной АПЛ переходного от IV к V поколению пр. 833, обеспечивалось переоборудование АПЛ пр. 670 для передачи в аренду Республике Индия, шла модернизация АПЛ проектов 670 и 670М под ракетный комплекс «Оникс». В это время в ЦКБ работало более 700 дипломированных инженеров и техников, за плечами у которых был опыт проектирования, строительства и сдачи атомных (проекты 670,670М), дизельных (проекты 633,666,665,690,940) подводных лодок, глубоководных спасательных устройств и аппаратов (проекты 680, УПС, 1837,1839,1837К, 18392,1855 и 18270), а также подводных лодок и аппаратов народнохозяйственного назначения («Северянка», «ТИНРО—I», «ТИНРО-2», «Бентос-300», «Тетис»).

Спустя почти 20 лет со времени утверждения первого технического проекта средней торпедной дизель-электрической подводной лодки проекта 633, коллектив конструкторов ЦКБ «Лазурит» был привлечен к разработке проекта многоцелевой атомной подводной лодки проекта 945 «Барракуда» 3-го поколения. Головная подводная лодка проекта 945 была сдана Военно—Морскому флоту 29 сентября 1984 года.

Главным строителем корабля был Е. И. Сорокин, ответственным сдатчиком — А. А. Бублик, командиром корабля — капитан 2-го ранга М. Ю. Кузнецов, старшим помощником командира — В. Т. Ляхов, заместителем командира — Г. Д. Блажиевский, командиром БЧ-5 — капитан 2-го ранга инженер А. К. Замята, ведущий военпред Ю. И. Василенко.

Американские военные журналисты с первых же дней появления лодки в море обратили на нее внимание. Первую фотографию подводной лодки «Сьерра» (так в НАТО назвали «Барракуду»), сделанную 6 июля 1984 года, они сопроводили примечательной подписью: «Такие подводные лодки останутся непревзойденными в обозримом будущем».

Не менее лестные отзывы были и у наших военных моряков, в 2000 году начальник штаба Северного Флота, вице-адмирал Герой России М. В. Моцак мнение подводников выразил коротко и емко: «Корабль превосходный». Еще в 1998 году об одной из лодок этого проекта он говорил: «… Комплексное использование всех средств корабля позволило подводникам несколько раз устанавливать контакт с иностранной субмариной, восстанавливать его после потери, осуществляя длительное слежение. Его суммарное время в четыре раза превышало время слежения всех кораблей Северного Флота в 1995 году».

Президент России Б. Н. Ельцин в своей поздравительной телеграмме заводу «Красное Сормово» в связи с его 150-летием написал: «С волжских стапелей сошли сотни подводных лодок, в том числе лучшая в мире атакующая субмарина «Барракуда».

А первый командир головной АПЛ проекта 945 «Барракуда» контр—адмирал М. Ю. Кузнецов, вспоминая прошедшие годы, по-флотски прямо и четко заключил: «Конструкторам ЦКБ «Лазурит» удалось внедрить в конструкцию АПЛ все новейшие достижения отечественной кораблестроительной промышленности и создать корабль, равного которому в мире не было и нет».

Сегодня, через 20 лет эксплуатации кораблей проекта 945, можно с уверенностью заключить, что атомные подводные лодки проектов 945 и 945А, спроектированные ЦКБ «Лазурит» и построенные заводом «Красное Сормово», отвечают требованиям, предъявляемым к атомным подводным лодкам ХХI века, и могут надежно охранять морские рубежи нашей Родины. 8 мая 1996 года Указом Президента РФ создание АПЛ проекта 945 отмечено Государственной премией РФ в области науки и техники (В. И. Бурсук, Б. П. Григорьев, Н. С. Жарков, В. Н. Китаев, С. А. Лавковский, А. А. Постнов, Ю. Д. Хесин, А. А. Чупрунов).

В 90-е годы в ЦКБ «Лазурит» произошли существенные изменения: 6 февраля 1992 г. конференция трудового коллектива приняла решение приватизировать ЦКБ «Лазурит» трудовым коллективом (63% акций в собственности сотрудников ЦКБ); 11 февраля 1992 г. конференция трудового коллектива приняла решение выдвинуть кандидатуру Н. И. Кваши на должность президента ОАО «ЦКБ «Лазурит».

Все последующие годы основной состав руководителей Открытого акционерного общества «ЦКБ «Лазурит» оставался почти постоянным: генеральный директор — генеральный конструктор Н. И. Кваша (1929—2007), Герой России, лауреат премии Правительства РФ, Заслуженный работник газовой промышленности, Почетный гражданин Нижегородской области, доктор транспорта, академик Академии транспорта РФ; первый заместитель генерального директора — технический директор — главный инженер А. П. Иванжин (1951—2006), лауреат премии Правительства РФ, Заслуженный конструктор РФ; директор по экономике и по внешнеэкономическим связям — М. И. Вайнерман, лауреат премии Правительства РФ; директор по общим вопросам — В. Н. Волков.

Подводная тематика бюро не ограничивалась только проектированием «обычных» подводных лодок. Бюро разработало проекты экспериментальных подводных лодок проектов 613Э, 651Э, 673 и 947 (гл. конструкторы, соответственно, Е. В. Крылов, Н. И. Кваша, А. И. Аменицкий, Е. В. Крылов), ряд подводных аппаратов для ВМФ и для Министерства рыбного хозяйства (гл. конструкторы С. Н. Якимовский, Б. А. Леонтьев, С. В. Молотов, Е. В. Крылов, А. Г. Лещев, В. Н. Садовников, В. С. Пермяков, Р. И. Лафер, Б. И. Голдовский). По этим проектам в стране построено более 40 аппаратов.

Все подъемно-мачтовые устройства отечественных подводных лодок 2-го и 3-го поколений спроектированы ЦКБ «Лазурит» (гл. конструкторы А. И. Тумаков, К. А. Шустиков, В. А. Кирпичников). По Постановлению комиссии Президиума СМ СССР бюро было назначено головным предприятием по созданию и внедрению в системы гидравлики подводных лодок пожаробезопасных рабочих жидкостей. Вместе с химиками такие жидкости были созданы и внедрены на всех отечественных подводных лодках (гл. конструктор К. Л. Знаменский, отв. исполнитель О. К. Эделев). Бюро осуществило координацию и специализированное проектирование устройств и систем для аварийно-спасательной службы (гл. конструкторы А. И. Тумаков, А. Б. Булгаков), разработало корпусно-механические части стационарных гидроакустических станций (гл. конструктор Ю. К. Дружинин, ведущие инженеры В. Я. Земсков, А. А. Успенский и Г. В. Витюгов) и многое — многое другое.

В годы перестройки и реформ коллектив конструкторов-подводников спроектировал ряд оборудования для мукомольной промышленности и комбикормовых комплексов, разработал проекты газовых электростанций разной мощности, мобильных и стационарных медицинских барокамер, судов технического флота и рыболовецких сейнеров, а также проекты подводных лодок для туризма и для перевозки грузов подо льдами арктических морей. Много труда вложено в поисковые работы по созданию подводных средств добычи полезных ископаемых в Арктике, по проектированию плавучих атомных станций мощностью 150,300 и 600 МВт.

В эти годы по проектам ОАО «ЦКБ «Лазурит» построены и действуют две мобильные барокамеры на базе автомобилей КамАЗ, построена газовая электростанция мощностью 9,5 МВт в Самаре, построены два рыболовецких траулера в Астрахани, на борском заводе «Теплоход» строится судно для ремонта трубопроводов.

Лучшие проекты подводных лодок и спасательных глубоководных аппаратов отмечены премиями и правительственными наградами.

Прошло 55 лет со времени организации ЦКБ «Лазурит», сменилось два поколения конструкторов и пять названий фирмы. По чертежам, калькодержателем которых является ЦКБ, в стране и за рубежом построено более 465 подводных лодок и подводных аппаратов. И по-прежнему проекты нижегородских конструкторов — подводников отличает оригинальность, смелость и простота технических решений.

Альберт ПОСТНОВ

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Елка-шоу

Сами ёлку мы нарядим…

В Сормове есть свои предновогодние традиции. Одна из них — проведение конкурса новогодних игрушек «Елка-шоу», в котором с удовольствием принимают участие ученики с 1-го по 11-й класс школ района.

читать дальше

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Штефан Дик из города Брюхзаль в Германии

Немецкий парень учит юных сормовичей

В специальном (коррекционном) детском доме № 1 Сормова занимается информатикой с ребятишками немец Штефан Дик.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда