Версия для печатиВерсия для печати Гость номера | № 28 | Июль | 2008

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/2423/

Валентин Алексеевич Кузин

Для нас не было нерешаемых проблем

В конце июня отметил 80-летний юбилей Валентин Алексеевич Кузин. Он ровно вдвое моложе завода «Красное Сормово», которому отдал 45 лет жизни, заполненной трудом, творчеством, решением сложнейших производственных задач.

Из семьи потомственных рабочих

Токарь Сормовского завода Петр Михайлович Кузин построил для своей семьи дом на Дарьинских выселках. И сам он, и четверо сыновей работали токарями в полускатном цехе. Его сын Алексей пришел на завод в 1912 году, тогда ему шел 15-й год. Участвовал в гражданской войне, в 1922 году вступил в коммунистическую партию. Восстанавливал завод, обзавелся семьей. Несмотря на партийную принадлежность отца, всех детей втихаря крестили.

В 1928 году в Спасо-Преображенском соборе был крещен и Валентин. Мальчонке не было и года, когда семья вслед за отцом отправилась в Белоруссию: «двадцатипятитысячник» Алексей Кузин по приказу партии должен был организовывать и поднимать колхоз в деревне Малиновка, на Могилевщине. Знаменитая сталинская статья «Головокружение от успехов» повлияла и на его судьбу. В 1932 году А. П. Кузин, правда, с выговором, возвращается на родину. Когда вставал на партучет, секретарь крайкома А. А. Жданов предложил несколько лет поработать в области, чтобы «чистым» вернуться в Сормово. Возвращение произошло в 1935 году, отец устроился на завод токарем-расточником. Поначалу снимали полдома в Высокове, там, где жила многочисленная родня Чкалова. Мальчишкой Валентину довелось несколько раз видеть великого летчика. Незадолго до войны семье — а в ней уже было четверо сыновей — дали комнату в коммуналке на Комсомольском поселке: проходную, но зато самую большую — 13 квадратных метров!

Когда началась война, отец был призван по партийной мобилизации в 16-ю Литовскую дивизию, которая формировалась в Балахне. Был заместителем политрука роты, в 43-м году после тяжелого ранения инвалидом вернулся домой. Валентин как старший сын в семье, успев к тому времени закончить 6 классов, пошел в ОРС (отдел рабочего снабжения) завода «Красное Сормово». С 42-го по 45-й год работал поваром в 15-й столовой Судоверфи. Меню было «разнообразным»: щи из крапивы, каша пшенная да каша овсяная…

С первой получки купил сапоги

В 1945 году пришел вызов в военно-морское училище. Казалось — сбылась мечта! Но не прошел медкомиссию по зрению. Выучился в СМТ на судового механика. В 1949 году пришел мастером в монтажный цех. Цех строил буксиры. Коллектив монтажников очень понравился. И работа тоже. Тогда понял: судостроение — дело серьезное, сложное. Помнит, как строили буксир «Верстовский», который и сегодня бессменно трудится в заводской гавани. А с первой получки Валентин купил сапоги: за годы войны гусеницы танков так «замесили» заводскую территорию, что без сапог пройти было трудно…

Но парня тянуло туда, где строились подводные лодки! И он перешел в цех 2-МС — мастером главного воздуха и гидравлики. Тогда в цеху строили 11-ю лодку 613-го — самого массового — проекта. Зашел в главный отсек, а там десятки клапанов и вентилей! Это произвело сильное впечатление. Но не испугало, а вызвало желание все постичь досконально.

И еще чувство радости: наконец-то настоящая работа!

Работал мастером по дизелям, помощником сдаточного механика. Отвечал за живучесть лодки. Цехом были построены и сданы 113 ПЛ проекта 613. Желание все постичь привело в Горьковский институт инженеров водного транспорта, закончив который в 1957 году, В. А. Кузин получил специальность «инженер-механик». Был сдаточным механиком, когда строилась серия опытных подводных лодок 644 проекта (6 единиц), старшим строителем ОГС всех подводных лодок 633 проекта. Главной его задачей было знание всех «узких» мест производства и решение связанных с ними проблем.

Отдал дань и гражданскому судостроению: строительству сухогрузов «6-я пятилетка» и др. , танкеров (проект 576Т), паромов для Каспия. Строил головной паром «Советский Азербайджан», вмещающий до 30-ти 50-тонных вагонов. Был назначен заместителем уполномоченного завода по постройке и испытанию паромов. 13 месяцев длилась командировка в Баку сормовских специалистов-достройщиков, включающая и достройку и морские испытания.

Сормовичи — спецы непревзойденные

В 1965 году, после двух лет работы начальником трубомедницкого цеха, стал руководить цехом 2 СМ. В СК-3 тогда строилась первая, головная атомная подводная лодка (проекта 670). Рабочие дали ей название «бессонница» — строили ее круглосуточно, по 2—3 суток не покидали рабочих мест.

— В августе 1966 года «бессонница» пришла и к нам, и в прямом и в переносном смысле, — вспоминает Валентин Алексеевич. — Строили одновременно две лодки — головную атомную и дизельную четырехракетную 651 проекта. Тогда замом по энергетике в цех пришел молодой энергичный специалист Николай Сергеевич Жарков. Дизельную ПЛ испытывали на Черном море, в Севастополе, а головную АПЛ — в Северодвинске. Жарков руководил ее достройкой, организовывал испытания.

Параллельно цех 2 СМ построил 9 лодок 651 проекта и АПЛ проектов 670,671,670М и др. С 1969 по 1973 год В. А. Кузин был начальником цеха СКМ. Цех строил подводные лодки, в нем было 1700 производственных и 500 вспомогательных рабочих.

— В 1970 году случилась авария на строящейся АПЛ 670-го проекта, заводской № 712, — продолжает рассказ Валентин Алексеевич. — Даже с моим опытом работы это стало большой проблемой. Тогда вообще с этим столкнулись впервые! Приезжал из Москвы сам академик Александров, чтобы решить: что делать? Все взвесив, руководство завода решило сдавать очередную строящуюся АПЛ того же проекта, находящуюся на стапеле в цехе СК-3 (заводской № 713). АПЛ № 711, находящуюся на стапеле рядом с аварийной, чистили, достраивали, испытывали, спустили на воду и сдали ВМФ в срок. Аварийную лодку тоже отмыли, сборку № 1 погрузили в спецконтейнер и, залив серпантиновым цементом, отправили в Челябинск для утилизации на спецпредприятие. АПЛ сдали ВМФ в 1971 году.

Это, по мнению В. А. Кузина, говорит об уникальности, непревзойденности сормовских специалистов — и руководителей, и ИТР, и рабочих. Кроме того, по сложившейся традиции судостроители сами проводят испытания своих кораблей и на практике подтверждают проектные технико-тактические данные. Сдаточная команда, состоящая из заводских специалистов, выходит в море вместе с военными специалистами, погружается на заданные глубины. Каждая ПЛ проходит швартовные, заводские, ходовые и государственные ходовые испытания — и во всех основная работа ложится на плечи сдаточной команды. Пока на лодке не поднят флаг, ответственность за нее несут заводские специалисты. Они — настоящие моряки-подводники!

В. А. Кузину посчастливилось принять непосредственное участие в строительстве едва ли не всех подводных лодок, созданных сормовичами. Это, кроме уже упомянутых, ПЛ проекта 613 «ЭХГ», «Катран», «Нерка» (651Э), «Варшавянка», «Барракуда».

На посту заместителя главного инженера

В 1973 году В. А. Кузин — начальник монтажного производства (цеха СК-3, СКМ, СК-7, 3СМ, трубомедницкий). С 1976 по 1986 он — заместитель главного инженера завода. С 1976 по 1984 год на посту главного инженера был Н. С. Жарков.

— Главный инженер занимался всеми головными судами и опытными проектами, — говорит Валентин Алексеевич. — Загрузка была очень большая. Я, как заместитель, занимался неотложными делами, на которые у главного просто физически не хватало времени. Одной из крупных работ стал ремонт и дооборудование трансбордера, пущенного еще в 1955 году. Конструкторами был проработан ботопорт, который устанавливался в проран ковша слипа. Это была сложнейшая работа. После ремонта проблема со спуском перестала существовать: мы могли спускать суда в любое нужное нам время, независимо от уровня воды в Волге.

В 1983 году в Тихом океане (бухта Крашенинникова) затонула АПЛ проекта 670 (зав. № 714) сормовской постройки. В составе группы специалистов, вместе с гл. конструктором Н. И. Квашой и гл. строителем Ф. Г. Преображенским, В. А. Кузин отправился на Дальний Восток. Пять суток шла спасательная операция, 118 членов экипажа были спасены. Комиссии удалось доказать, что в аварии вины завода не было: подвел пресловутый «человеческий» фактор, пренебрежение элементарными правилами живучести.

— Много раз приходилось брать на себя ответственные решения, идти на риск, но риск оправданный, основанный на расчете, профессионализме, производственном опыте, — вспоминает Валентин Алексеевич.

С 1986 по 1991 год В. А. Кузин — начальник отдела гарантийной службы, эксплуатации и гарантийного обслуживания.

— Это время является венцом моей работы, — считает он. — Я стоял на страже, боролся за качество сормовских АПЛ. Завод нес гарантийные обязательства в течение 30 месяцев со дня подписания акта, гарантировал безотказную работу всех механизмов. Были сотни поставщиков — а гарантийные обязательства нес завод «Красное Сормово»!

Не стареют душой ветераны

Где только не довелось побывать Валентину Алексеевичу за годы работы на «Красном Сормове»! Он, в буквальном смысле, проехал всю страну вдоль и поперек: от Черного моря до Белого, от Балтики до Тихого океана. Семь директоров сменилось на заводе за это время. Особенно памятны годы работы с М. А. Юрьевым, Н. Н. Смеляковым, Н. С. Жарковым. Его характеристики ёмки и точны:

— Юрьев умел найти подход к человеку любого ранга и уровня. Обладал даром понимать людей и помогать им. При нем широко развернулось жилищное строительство, поднялась социальная сфера. Он добился реконструкции завода. Лично посещал все базы и участвовал в сдаче лодок. Смеляков пришел к руководству, когда на заводе проходила большая реконструкция для производства большой серии ПЛ проекта 613. Он сумел поднять завод своей требовательностью и строгостью к нарушителям дисциплины. Жарков очень принципиален, целеустремлен, нетерпим к разгильдяйству. Обладает исключительным трудолюбием, ясно видит цель и умеет к ней идти.

В. А. Кузин награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и серебряной медалью ВДНХ СССР, удостоен звания «Заслуженный сормович».

Достинув пенсионного возраста, перешел на должность заместителя главного инженера фирмы «ЛУММ», проектировал рыболовецкое судно-траулер, построенный в 2001 году на Чкаловской судоверфи, занимался маркетингом на силикатном заводе.

Валентин Алексеевич и сегодня не порывает связь с «Красным Сормовом»: он член общественного совета музея завода, принимал активное участие в создании книги «Красное Сормово»: Завод и люди», вышедшей в 2006 году, собрал большой биографический материал о людях завода, оставивших заметный след в его истории. Музеем завода издана книга В. А. Кузина «О женщинах завода «Красное Сормово», где упомянуты 120 имен сормовичек.

Маргарита ФИНЮКОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››