Версия для печатиВерсия для печати Гость номера | № 27 | Июль | 2008

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/2405/

Галина Жохова, заместитель директора лицея № 82 по научно-методической работе

Литература определяет судьбу нации

Гость нашего номера — Галина Жохова — заместитель директора лицея № 82 по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы с тридцатилетним стажем, победитель конкурса национальных проектов 2007 года.

— Галина Витальевна, что Вы могли бы рассказать о своих учениках, которых обучали тридцать лет назад и сегодня?

— Сами по себе ученики с течением времени не меняются. Другое дело, что в окружающем их обществе меняются приоритеты. Кроме того, ребята приходят в школу из семьи, и все, что в них уже заложено, изменить порой непросто. У них уже сформировано отношение к старшим, к школе, к чтению книг, есть мотивация к познанию, или же она отсутствует. Мне с учениками всегда везло. Наверное, потому, что в первую очередь они интересуют меня, как личности. Это касается не только их литературных пристрастий, но и их кругозора, интересов. Умеют ли они ставить перед собой цели, понимают ли, какими путями идут? Такое бывает далеко не всегда, поэтому задача учителя, независимо от преподаваемого предмета — побудить ребенка развиваться самостоятельно, искать пути развития, надеяться не только на школу, но и серьезно заниматься самообразованием, все время находиться в поиске. Учитель должен поддерживать его в этом, направлять, помогать. Очень хорошо, если ученик настроен на диалог с учителем, обращается к нему за помощью, советом. Хочется научить подростка думать, не ставить точки после непонятого, задавать самому себе вопросы.

— Как Вы считаете, современный мир помогает ребенку учиться или мешает?

— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Школа — это своего рода островок, где говорят о науке, искусстве, культуре, создают идеальные ориентиры для ученика. Но ученик вращается и вне школьной среды, которая может быть иной. Многое зависит от семьи, от умения и мудрости родителей. Если они смогут сформировать у своих детей определенное отношение, например, к компьютеру, к интернету, то эти современные достижения станут помощниками в поиске информации, в положительном общении. Я уверена, что ребенку нельзя чего-то категорично запрещать, нужно объяснять, почему должно быть именно так, а не иначе. А для этого необходимо поддерживать с ним доверительные отношения, чтобы знать, что именно происходит в его жизни.

— Расскажите, пожалуйста, о сегодняшних особенностях преподавания литературы в старших классах.

— Литература — это предмет, который определяет судьбу нации. От нее зависит формирование мировоззрения, культуры. Уменьшение общения учащихся с этим предметом приводит к уменьшению общения со словом, сокращению времени на осмысление произведений. На мой взгляд, это пагубно сказывается абсолютно на всех областях знаний и вообще на жизни русского человека. Такого количества часов, которое отводится сегодня на изучение литературы (3 часа в неделю в 10—11 классах), конечно, недостаточно. Книга — это образец речи, предмет размышления над ситуациями, судьбами героев. Мне кажется, нужно пересмотреть само отношение к этому школьному предмету, начать преподавать его именно как национальный.

— Сегодня существует много экранизаций литературных произведений, сокращенных содержаний текстов, входящих в школьную программу, из-за чего дети стали меньше читать. Чем, на Ваш взгляд, это чревато?

— Сейчас время подвергается «фрагментарности», что и ощущают учителя. Русская же классика требует полного знакомства с текстами, которые ученик читает. Только так можно в полной мере осмыслить произведения. А сейчас даже родители зачастую стимулируют ребенка, чтобы он не читал книги полностью, оправдывают это загруженностью, покупают справочники, где есть краткое содержание произведений, готовые ответы на вопросы. А стремиться следует к другому — побудить ребят читать книги целиком. Делать это можно по разному. В конце учебного года я давно уже не диктую список литературы для чтения, а пишу ученикам письма-диалоги, в которых пытаюсь заинтересовать, пробудить желание взять в руки книгу, задуматься над прочитанным. Литература может повлиять на формирование ребенка, но только в том случае, если он будет с ней «общаться», если будет читать. В противном случае разрушится его образовательное пространство, культура, что рано или поздно скажется не только на отдельном ученике, но на обществе в целом.

— Ваш лицей стал лучшим в Сормовском районе по результатам ЕГЭ по русскому языку. Как вы считаете, чья это заслуга?

— Я считаю, что это результат работы как наших учителей, преподающих ребятам предмет, так и самих учеников, усердно готовившихся к сдаче экзамена. Большую роль сыграла и подготовительная работа, позволяющая снять психологическое напряжение у выпускников, разъяснить правила сдачи ЕГЭ. Полученным результатом мы довольны. Практически все ребята подтвердили свои оценки, а некоторые получили даже более высокие баллы.

— Как Вы относитесь к тому, что в формате ЕГЭ в перспективе планируется сдавать все предметы, в том числе и литературу?

— Вопрос о том, что литература не укладывается в формат тестов, поднимают уже давно. В этом году я была на форуме словесников в Москве, где мы как раз обсуждали отдельные вопросы экзамена в форме ЕГЭ, ответы на которые требуют лишь формальных знаний по литературе. Педагогическая общественность, а именно учителя литературы, настояли на их исключении, и в последнем варианте эти задания отсутствуют. Вообще тесты только усугубляют ту фрагментарность в изучении литературы, которая сейчас есть.

— В какой форме, на Ваш взгляд, выпускники должны проходить итоговую аттестацию по литературе?

— У меня несколько нестандартное мнение по этому вопросу. Я считаю, что школьной оценке нужно доверять. Школа — это первый «институт образования», и ребенок здесь только выбирает свой путь. После окончания школы ему нужно предоставить все возможности поступить туда, куда он хочет, основываясь на школьной оценке. А отбор следует проводить уже после начала обучения, проверяя, насколько качественно студент учится, оценивая его «профпригодность». Нужно дать ребенку шанс попробовать реализовать себя именно в той области, к которой у него лежит душа, где он видит себя как специалиста. Хотя, конечно, такой подход потребует больших затрат. А что касается школьной итоговой аттестации по литературе, я считаю, что ее формы могут быть разными: собеседование, защита реферата, любой творческий отчет, в котором выпускник сможет показать, какого уровня образование он получил. Но при этом необходимо перестраивать систему обучения, увеличивать количество часов на изучение предмета.

— С введением ЕГЭ экзамен по литературе будет сдаваться по выбору. Приемлемо ли это?

— Многие ученики боятся сдавать этот предмет. Причина во фрагментарности знаний, в отсутствии хорошего знания произведений, умения рассуждать, высказывать свою точку зрения, цитировать. Сложности есть, но все эти знания и навыки нужны современным людям. Поэтому очень бы хотелось, чтобы этот экзамен был обязательным, но вызывал у учеников не страх, а желание показать интерес и уважение к слову, национальной культуре. Хочу посоветовать родителям сохранять традицию семейного чтения, самим показывать детям пример общения с книгой. Ребенок стремится подражать взрослым, значит он должен видеть папу или маму читающими. В образовании детей нет мелочей. Для себя педагогический принцип я определила, познакомившись с высказыванием педагога русского зарубежья С. И. Гессена. Пусть его утверждение будет моим подарком читателям газеты: «Образование человека есть путешествие… Это есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры… Мимолетный разговор, случайная встреча, прочитанная книга, прослушанный концерт или лекция, театральное представление — все может стать значительным и глубоким событием в этом странствии человеческого духа».

Светлана МИХАЙЛОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Ладушко

Клубок голубой шерсти

История, рассказанная четырьмя женщинами.

читать дальше

Наш маленький юбилей

Дорогие читатели! Вы держите в руках юбилейный — 70-й выпуск семейной газеты «Ладушко». Её первый номер вышел в середине января 2003 года — ровно семь лет назад.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда