Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 21 | Май | 2008

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/2258/

Музей завода «Красное Сормово»

Сердцем и душой с Сормовом

Стало доброй традицией отмечать в музее завода «Красное Сормово» юбилейные даты людей, которые посвятили свою жизнь и свой труд знаменитому на весь мир судостроительному гиганту: директорам, руководителям производства, конструкторам, рабочим.

Работники музея готовят стенд со снимками и трудовыми биографиями юбиляров. На такие мероприятия, как правило, приглашают их родственников и соратников, тех, кто может поделиться воспоминаниями об этих замечательных людях. И, конечно, на таких встречах присутствует молодежь — будущие судостроители, судосборщики — учащиеся Сормовского механического техникума.

Устный журнал «История завода в лицах», организованный музеем в мае этого года, был посвящен 12-ти именитым заводчанам, для которых 2008 год стал юбилейным. О главных вехах их трудового пути рассказала сотрудник музея Е. А. Миронова.

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения А. Я. Гогина, А. П. Калмыкова, С. Н. Якимовского.

Александр Яковлевич Гогин — инициатор сварочного дела на «Красном Сормове», работал на заводе с 1922 по 1957 год. В 1924 году впервые в Нижнем Новгороде внедрил в производство электросварку, освоил ацетиленокислородную и бензокислородную резку. Один из организаторов работ по цельносварным корпусам судов.

Александр Павлович Калмыков — потомственный сормовский рабочий. В 1935 году первым на заводе включился в стахановское движение. Его бригада за смену прокатала 33 тонны металла при норме 17 тонн и стала подлинной школой новых методов труда. Награжден орденами Ленина и «Знак Почета». У А. П. Калмыкова было шестеро детей — 3 сына и 3 дочери, все они работали на заводе. Здесь и сегодня трудятся члены этой крепкой рабочей династии.

Сергей Николаевич Якимовский — инженер-механик, заместитель главного конструктора завода. Был главным конструктором проектов подводных лодок 613В, 613С, 666. За заслуги перед отечественным судостроением награжден многими орденами и медалями, лауреат Государственной премии (1948 г.) и премии АН СССР им. В. И. Калашникова (1951 г.).

В этом году мы отмечаем 105-летний юбилей А. А. Бармина, И. Д. Мухина, Н. Н. Петухова, Е. Э. Рубинчика, М. И. Лернера.

Андрей Александрович Бармин — главный строитель морского и речного судостроения. Уже в 13 лет работал по найму в пароходном обществе «Волга».

В 1930 году с дипломом инженера-механика стал работать строителем и ответственным сдатчиком морских сухогрузов для Каспия — «Осетин», «Куйбышев» и танкеров, в т. ч. первого советского морского дизель-электрохода «Генерал Ази Асланов». В начале 60-х годов положил начало строительству морских железнодорожных паромов для Каспия, был главным строителем сухогрузов проекта 1557. Награжден орденами Ленина, «Знак Почета». По воспоминаниям бывшего начальника цеха СКМ, члена совета музея В. А. Кузина, Андрей Александрович Бармин был человеком высокой культуры, отличался глубокой порядочностью, трудолюбием. Его ценили за то, что он мало заботился о личном комфорте, проявлял заботу о людях, близко к сердцу принимал нужды рабочего человека.

Иван Дмитриевич Мунин — заместитель директора завода. Проработал на «Красном Сормове» более 30 лет, прошел путь от чертежника до зам. директора предприятия. В годы войны был одним из талантливых руководителей в деле производства военной техники, а по окончании войны — в области скоростного строительства судов. Награжден орденами и медалями. В его честь назван сухогруз пр. 576 «Инженер И. Д. Мунин» и улица в Высокове.

Его дочь, Ирина Ивановна Мунина, добавила, что он был одним из первых «красных инженеров» на заводе, и что в 1940 г. был в Кремле в составе группы сормовичей, когда завод «Красное Сормово» наградили 1-м орденом — Трудового Красного Знамени.

Николай Корнилович Петухов — главный строитель морского и речного судостроения. Благодаря его организаторскому таланту заводу удалось в первые месяцы войны сдать ВМФ подводную лодку С-13, ставшую впоследствии легендарной. Во время войны работал начальником цеха по сборке корпусов танков Т-34, много сделав по их освоению и серийному выпуску.

В мирное время был главным строителем самой крупкой серии подводных лодок проекта 613, дизель-электроходов «Ленин» и «Советский Союз», уникального самоходного кранового судна «Кер-Оглы».

Ефим Эммануилович Рубинчик — директор «Красного Сормова» с мая 1942 по 1949 год. Уже в июле 1942 года было выполнено задание по выпуску танков, а в августе завод впервые завоевал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое впоследствии было передано ему на вечное хранение. За годы войны сормовичи выпустили свыше 12 тысяч танков, несколько миллионов снарядов для артиллерии, 26 подводных лодок. Завод в период руководства Е. Э. Рубинчика получил два ордена Ленина и орден Отечественной войны I степени. Гражданский подвиг Рубинчика отмечен 21 правительственной наградой, в том числе четырьмя орденами Ленина и полководческим орденом Кутузова. Ему было присвоено звание генерала. В память о директоре названа одна из улиц Сормова.

Каким человеком был директор Рубинчик, свидетельствуют строки поздравительной открытки, хранящейся в музее: «Спасибо за то, что случайно споткнувшемуся вы помогаете подняться, что попавшему в беду вы подаете руку помощи, за вашу чуткость и отзывчивость, за внимание к людям и понимание людей, за доступность и простоту, удивительную скромность и трудовую энергию».

Одна из наиболее ярких страничек устного журнала была посвящена главному конструктору по морскому судостроению Михаилу Исааковичу Лернеру, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Его дочь, Ада Михайловна, живущая сегодня в израильском городе Хайфа, прислала видеофильм о Михаиле Исааковиче Лернере с его последней прижизненной видеосъемкой. Михаил Исаакович прожил большую, насыщенную трудами и свершениями жизнь — 96 лет. Более 60-ти из них отданы российскому судостроению, 40 — заводу «Красное Сормово». Он стоял у истоков создания первых советских подводных лодок (серии «Щ»). В годы войны был руководителем Кронштадтской сдаточной базы подводных кораблей. Старший строитель ПЛ серии «С», в послевоенный период — атомных субмарин. Автор ряда книг об истории судостроения на «Красном Сормове». Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета». «Сердцем и душой всегда был с Сормовом», — эти слова, сказанные о М. И. Лернере, применимы к каждому, о ком поведал устный журнал.

Николай Павлович Майоров (95 лет со дня рождения) работал на заводе с 1939 года, за 37 лет прошел путь от технолога до главного металлурга. при его непосредственном участии была создана первая промышленная установка непрерывной разливки стали (Лауреат Ленинской премии, 1958 г.). Кандидат технических наук, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. 95 лет со дня рождения исполняется и Ивану Ивановичу Усову, проработавшему на заводе 50 лет. С 1963 года он был главным конструктором по специальности, принимал участие в проектировании и изготовлении судовых устройств для судов, построенных заводом, в их числе дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз», сухогрузы типа «Балтика, «Волго-Балт» и «Балтийский», ледоколы. Руководил работами по изготовлению уникального нестандартизированного оборудования и по его монтажу в цехах. Лауреат премии Совета Министров СССР (1984 г.). Удостоен звания «Заслуженный сормович».

Сын И. И. Усова, тоже Иван Иванович, дополнил рассказ об отце интереснейшими подробностями, в частности о том, что в семье Усовых существует традиция называть сыновей Иванами, и вот уже 6 поколений династии носят это «самое русское» имя. 85 лет со дня рождения исполняется главному сварщику завода (с 1962 по 1969 гг.) Владимиру Павловичу Рябинкину. Крупный специалист в области сварочного производства, он, по сути дела, заново организовал сварочное производство на заводе в послевоенный период. Вел большую научную работу, подготовил немало специалистов сварочного производства. Как сказал один из его учеников В. И. Горев, бывший главным сварщиком на заводе с 1993 по 2005 год, о Рябинкине как о прекрасном специалисте знали по всей стране: в Керчи и Североморске, на Урале и в Комсомольске-на-Амуре. 80 лет со дня рождения отметил бы в этом году сталевар, Герой Социалистического труда Иван Павлович Белов. Высоких производственных показателей его бригада добивалась за счет внедрения передового опыта и технических новшеств на всех стадиях сталеварения. По инициативе бригады И. П. Белова в цехе был освоен прогрессивный метод горячего ремонта подовин печей, что сократило простои более чем в два раза. Награжден орденами Ленина и «Знак Почета», в 1971 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда.

Завершая устный журнал, Т. В. Корягина, заместитель генерального директора ОАО «Завод «Красное Сормово» по социальным вопросам, отметила, что «славу завода создавали его славные люди» и призвала будущих судостроителей продолжить лучшие трудовые традиции сормовичей.

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Поэзия сормовичей

Лира

Сормовские поэты: с новым годом!

читать дальше

Наш маленький юбилей

Дорогие читатели! Вы держите в руках юбилейный — 70-й выпуск семейной газеты «Ладушко». Её первый номер вышел в середине января 2003 года — ровно семь лет назад.

читать дальше

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда