Версия для печатиВерсия для печати Наша история | № 15 | Апрель | 2008

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/2120/

Борис Мясников: мой завод, моя семья

Мой завод, моя семья

Ярко всплывает в памяти картина из раннего детства: мне, пятилетнему, попала в руки игрушка — красивый маленький пароходик, который так мне понравился, что я не хотел с ним расставаться. Иногда кажется, что этот пароходик и решил мою судьбу…

Мать завещала: трудитесь усердно

Мой завод, моя семья

Почти 50 лет я проработал на старейшем русском судостроительном заводе «Красное Сормово» и горжусь этим. Работал с большим желанием и старанием. Сколько разных судов построено — не сосчитать! И в каждом есть частица моего труда.

А начало всему — наша большая трудовая семья, где, кроме меня, было еще три сестры и два брата. Отец, Константин Григорьевич Мясников, был лучшим стригалем на Больше-Мурашкинском меховом заводе. Мама, Анна Андреевна, работала швеей там же, на фабрике имени Клары Цеткин, шила полушубки, тулупы, бахилы, шапки, рукавицы для Красной Армии. Она постоянно говорила нам: трудитесь усердно, учитесь хорошо. С раннего детства мы помогали родителям: заготавливали дрова, сено, выращивали овощи, ходили за скотиной, собирали в лесу грибы и ягоды, ловили в реке Сундовик рыбу и раков.

Но трудностей хватало. Особенно стало туго после смерти отца в 1939 году. Мне было всего 6 лет. А в 1944 году, не дождавшись Дня Победы, умерла наша любимая мама. Мы с братом Сергеем остались вдвоем. Ему — 16 лет, мне — 10. Старшие к тому времени уже разлетелись из родного гнезда.

Старшие сестры работали в Горьком, самой младшей, Екатерине, пришлось бросить учебу в вузе и пойти работать на «Красное Сормово» в новофасонолитейный цех. В годы войны она ушла добровольцем на фронт, была переводчиком. После войны закончила институт, преподавала в школе немецкий язык. Добровольцем ушел на фронт и старший брат Николай. Он прошел всю войну, закончил ее в Берлине. Награжден многими орденами и медалями. Как лучший специалист (маркшейдер), был командирован в Африку, в Мали, где учил местных специалистов прокладывать тоннели, шурфы, шахты к полезным ископаемым…

А нас — меня и брата Сергея — поднимали старшая и средняя сестра, у которой уже были свои дети. Сергей окончил школу с Похвальной грамотой, затем — Ленинградское топографическое училище и автомеханический техникум. Как квалифицированный специалист, был направлен в Монголию строить различные народно-хозяйственные объекты.

Помня завет нашей мамы, я всю жизнь учился старательно. После семи классов школы № 82 закончил Сормовский машиностроительный техникум по специальности «Судовые механизмы», затем в 1959 году вечернее отделение ГПИ, факультет «Судостроение и судоремонт», а в 1984 году — Ленинградский институт повышения квалификации.

Первое задание — для «Ленина» и «Сталина»

Борис Мясников

Производственная деятельность моя на заводе Красное Сормово» началась 1 декабря 1952 года. Проработал я на нашем славном заводе более 49 лет, без единого перерыва. Начинал технологом первого судомонтажного цеха, затем работал ведущим инженером ОТЗ, начальником БТЗ и по кадрам Севастопольской сдаточной базы, старшим строителем судов многих проектов, заместителем главного технолога, главным строителем и ответственным сдатчиком различных судов, награжден правительственными наградами, знаками отличия, занесен в заводскую Книгу Почета.

Первые технологические процессы в период работы в 1-СМ были разработаны мною для строительства пассажирских дизель-электроходов «Ленин» и «Сталин» (впоследствии «Советский Союз»), ставших флагманами Волжского речного флота.

История их строительства драматична. Оба лайнера были заложены на стапелях в судояме в 1952 году. Когда оба судна всплыли, пришел приказ министра речного флота о разрезке их в шихту, т. к. не было денег для их постройки. Но главный строитель Н. К. Петухов и директор завода А. И. Ляпин приняли мужественное и разумное решение: законсервировать суда до лучших времен. Так и получилось. «Ленин» был достроен в 1958 году, «Советский Союз» — в 1959-м. Каждый из них мог вместить 439 пассажиров в комфортабельных каютах с кондиционированием воздуха. Эти суда были удостоены Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

Стране нужны суда

С 1960 года я работал в отделе Главного строителя морского и речного судостроения, который отпочковался от судостроительного отдела и разделился с ОГС морского (подводного) судостроения. Отдел возглавляли талантливые инженеры Н. К. Петухов, С. П. Волков, Л. А. Егоров, В. И. Кожирнов, В. Д. Ферулев. Перед отделом была поставлена ответственная и большая задача по строительству новых транспортных судов.

За короткое время завод построил, испытал и сдал сотни современных судов: сухогрузные теплоходы типа «Большая Волга» смешанного река-море плавания, пассажирские дизель-электроходы, ледоколы, землесосы, танкеры, крановые суда, транспортные доки, морские железнодорожные паромы, двухкорпусное крановое судно, плавучие мастерские, энергоблоки, мелкосидящие баржи (БОНы) для перевозки сверхтяжелых агрегатов (главным строителем и ответственным сдатчиком этих судов был автор этих строк), суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и экранопланы.

Построить судно, испытать его и сдать заказчику в срок с хорошей оценкой — очень непросто. Ответственный сдатчик (старший строитель) — словно дирижер большого производственного коллектива, отвечающий за судно в целом. Не зря П. А. Черноверхский, начальник I Главка министерства судостроения, называл строителей судов золотым фондом завода.

К концу 50-х годов завод набрал очень высокий темп и ежемесячно сдавал по три буксира и три сухогруза. В затоне скапливались десятки судов, не хватало сдаточных команд, не хватало причальной стенки. Работа в гавани кипела: одни суда уходили на ходовые испытания, на других устраняли замечания, третьи уходили в эксплуатационный рейс.

Сормовские сухогрузы смешанного река-море плавания (пр. 1557) впервые в истории страны получили Государственный знак качества среди продукции судостроительных предприятий, а четыре сухогрузных теплохода проекта 19610, спроектированные для плавания по рекам и морям, впервые в истории пересекли Атлантический океан и работают в Южной Америке.

Работать по-сормовски

Довелось мне поработать и на строительстве уникального двухкорпусного кранового судна «Кер-Оглы». Строительство его возглавлял Н. К. Петухов. Из-за габаритов судна на сдаточную базу в Баку его пришлось отправлять частями по Волге и по железной дороге. Все части судна были соединены на плаву, в бухте Ильича, в условиях волнующегося Каспия с точностью до нескольких миллиметров. Эта работа была выполнена сормовичами впервые в судостроительной практике. За успешную постройку «Кер-Оглы» ВДНХ СССР в 1965 году наградило завод и специалистов золотыми медалями.

В 60-е годы завод построил для Каспия пять морских железнодорожных паромов, в создании которых есть и доля моего труда как старшего строителя. Паромы впервые строили объемно-блочным методом, что позволило сократить цикл стапельной сборки судна на два месяца. Чтобы паромы смогли пройти под волжскими мостами, перед отправкой с них снимали мачты, кожух дымовой трубы. В Астраханском порту все снятое устанавливалось на место, и судно своим ходом шло в Баку, на сдаточную базу завода им. Парижской Коммуны. При транспортировке парома «Советский Узбекистан» произошла авария по вине диспетчера Куйбышевской ГЭС, который не учел отрицательный эффект обратной волны в шлюзе. Переходным мостом ГЭС была снесена крыша ходовой рубки парома. Срочно «Метеором» мне пришлось выехать в Волгоград на судостроительный завод, который выручил сормовичей алюминиевым листом и профилем. Для устранения аварии был установлен почасовой оперативный график. Резкий ветер сбивал огонек электросварки, поэтому на большой высоте было изготовлено сплошное деревянное укрытие. Работали днем и ночью, и к приходу в Астраханский порт ходовая рубка была восстановлена. Эту работу сормовичей без преувеличения можно назвать героической…

Для испытаний и сдачи атомных подводных лодок ОГС построил целую флотилию обеспечивающих судов: энергоблоки, плавмастерские, суда, оснащенные КДП (контрольно-дозиметрическими приборами).

В 50-е годы завод строил скоростные суда на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Спутник», «Комета», «Буревестник». Строились и суда на воздушной подушке типа «Радуга» и «Сормович». Мы помогали заводу «Волга» строить экранопланы типа «Орленок»: всего было изготовлено 11 сложных агрегатов, в том числе кормовые и носовые газовыхлопы, надстройка. Мне довелось быть главным строителем этих агрегатов.

ОГС руководил постройкой мелкосидящих сухогрузов типа «Колхозница» грузоподъемностью 20 тонн. Эти суда испытывались в водном бассейне цеха СК-3 и отправлялись железной дорогой без спуска судна в затон, что также было впервые в судостроении.

Можно с уверенностью сказать, что завод «Красное Сормово» был и остается главным на Волге заводом по строительству морских и речных судов. Построенные сормовичами суда выполняли и продолжают выполнять большие задачи.

Борис МЯСНИКОВ, ветеран завода «Красное Сормово»

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Штефан Дик из города Брюхзаль в Германии

Немецкий парень учит юных сормовичей

В специальном (коррекционном) детском доме № 1 Сормова занимается информатикой с ребятишками немец Штефан Дик.

читать дальше

Дворец культуры

Год со сказки начался

8 января во Дворце культуры ОАО «Завод «Красное Сормово» прошла традиционная, в четвертый раз, рождественская елка главы Сормовского района, организованная при поддержке Нижегородской Епархии.

читать дальше

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда

Нарисовать картину самостоятельно возможно после обучения у репетитора по рисованию.