Версия для печатиВерсия для печати Гость номера | № 3 | Январь | 2008

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/1841/

Наталья Скобелева, старший воспитатель детского сада № 394 «Парус»

Расти, играючи

Игра — любимое занятие всех детей, она же является ведущей деятельностью в юном возрасте. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игр. Вместе с тем игра — это не только развлечение, но и самый главный помощник родителям в воспитании и развитии малыша. Секретами грамотно выстроенной игры с нами поделилась Наталья СКОБЕЛЕВА, старший воспитатель детского сада № 394 «Парус».

А рассказать Наталье Александровне действительно есть что: этой темой она владеет в совершенстве, ведь «Парус» уже шестой год является экспериментальной площадкой Нижнего Новгорода по развитию детей в игре.

— На самом деле научить детей играть правильно далеко непросто. По большей части, игры у ребятишек скучные, неинтересные, — считает наша гостья, — а привить им интерес к более сложным, значит, и требующим большего интеллектуального напряжения — задача, требующая недюжинной изобретательности, терпения и самоотдачи. Однако результат стоит того. В первые же годы углубленной работы по теме развития детей в игре мы получили неожиданно высокие результаты. Сегодня около восьмидесяти процентов выпускников нашего детского сада учатся в школе исключительно на «хорошо» и «отлично», наши ребята хорошо физически развиты, коммуникативны и раскрепощены в общении. Почти все дети по окончании садика умеют читать, хотя нудной зубрежки в «Парусе» нет, ребятишки сами не замечают, как, играя, приобретают этот нужный навык.

— Наталья Александровна, какие основные правила вы бы посоветовали взять на вооружение родителям, желающим помочь своему ребенку познать окружающий мир в игре?

— Утверждение о том, что чем больше игрушек, тем лучше игра, не является верным. Переизбыток же красивых, но бесполезных барби, мишек и наборов посудки, в лучшем случае бесполезен, а порой даже чреват нежелательными последствиями. Ребенок обязательно должен уметь использовать в игре любой подсобный материал. Например, простая поролоновая палочка может превратиться для него и в термометр, и в ложечку, и еще в десяток других предметов. Хорошо уделять как можно большее внимание самодельным игрушкам. Скажем, вашему малышу вздумалось поиграть в космическое путешествие. Это не значит, что нужно тут же покупать ему костюм космонавта, гораздо полезней будет смастерить его вместе. Это разовьет воображение ребенка, и само по себе составит увлекательную игру, которая еще больше сблизит вас. При этом очень важно научить его использовать одну и ту же вещь по разному назначению. Поэтому не стоит, скажем, на белый халат нашивать красный крест, ведь его можно использовать не только при игре в больницу, тот же самый халат может надеть продавец или пекарь. Даже простой носовой платок может помочь развить воображение вашего малыша. Завязал два ушка на уголках — получилась белочка, оставил хвостики подлиннее — уже зайка. У нас в садике мы обязательно практикуем эту игру с детьми младшего возраста. Недавно мама одного из наших воспитанников рассказала, как они с двухлетним сынишкой ехали в автобусе. Обычно мальчик очень плохо переносит транспорт, капризничает, а в тот раз она еще, как назло, забыла взять его игрушки. Женщина со страхом предчувствовала непростую поездку, но, к ее удивлению и радости, малыш достал носовой платок, попросил завязать ушки и всю дорогу увлеченно проиграл со своим воображаемым зайкой.

— Сегодня полки детских магазинов ломятся от невероятного количества различных игрушек. На какие из них вы бы порекомендовали обратить особое внимание?

— Для младшего возраста самое важное — совершенствование моторики и мышц пальцев (это, как всем известно, развивает речь). Для этого существует полезное упражнение — шнуровка. Для начала хорошо научить ребенка шнуровать свои ботиночки, после можно уже переходить на более сложные шнуровки, недостатка в которых сейчас в магазинах также нет. Очень важно развивать у малышей восприятие цвета, формы, величины. Поэтому мы предлагаем покупать различные пирамидки, вкладыши, крупные кубики и конструкторы. В формировании образного и логического мышления неоценимую помощь старшим дошкольникам могут оказать развивающие игры, среди которых хорошо себя зарекомендовали в том числе игры Никитиных. Настольно-печатные игры помогут ребенку развить кругозор, получить представление об окружающем мире. Сегодня существуют игры практически на любую тематику: природный мир, родной город и многие другие. Помочь детям научиться общаться может в числе прочего игра «Интервью». Для нее даже покупать ничего не нужно, достаточно воображаемого микрофона. Один из игроков становится репортером какого-нибудь канала, а другой превращается в известного политика, звезду эстрады или спорта. Простор для фантазии практически не ограничен. Не менее значимо и физическое развитие ребенка. Здесь можно порекомендовать приобрести самодельные гантельки и скакалки для тренировки силы мышц, большие мячи с рожками для развития координации движений. Игры, связанные с попаданием в цель, типа дартса помогут развить глазомер.

— Однако зачастую получается так, что даже самые замечательные игры ребенок игнорирует и они бесполезным ворохом лежат в углу…

— Здесь можно предложить несколько вариантов, с помощью которых возможно вызвать интерес малыша. Самое главное правило: в любой игре ребенок должен достичь успеха. Поэтому не следует торопиться и покупать слишком сложные игры, всегда нужно обращать внимание на возраст, для которого они предназначены. Помогать детям тоже нужно с осторожностью. Задача должна решаться совместно, нельзя самому делать всю работу за ребенка. Полезно устраивать совместные семейные викторины с поощрительными призами. Кто быстрее угадает: мама, папа или малыш? Конечно, ребенку нужно поддаваться, чтобы поддерживать у него желание учиться, но так, чтобы он этого не замечал. Если в игре принимают участие сразу несколько маленьких детей, все они всегда должны выигрывать. Однако, начиная с пяти лет, нужно уже начинать обращать внимание ребенка и на отрицательные моменты, иначе он не будет готов к неудачам и проигрышам в дальнейшей жизни. При этом ни в коем случае нельзя вешать на ребят ярлыки, говорить: ты плохой или ты глупый. Можно лишь замечать, что в данном конкретном случае, он сделал что-то неверно или нехорошо, но стоит лишь исправить ошибку — и все получится.

— С какого возраста лучше начинать учить детей читать?

— Обучение чтению возможно начиная примерно с 5 лет, но крайне важно в каждом случае смотреть индивидуально. Интересно ли ребенку? С удовольствием ли он занимается? Обучение чтению должно быть лишь следствием развивающей игровой деятельности. Мы для этой цели используем театральные постановки, конкурсы загадок, игры со звуками. Хорошие результаты дает методика Зайцева, с кубиками. Лучше, если время занятий с ребенком 5—6 лет не будет превышать двадцати минут, при этом нежелательно все время проводить, сидя за столом, лучше пересесть на диван или ковер.

— Как вы относитесь к компьютерным играм?

— У компьютерных игр много плюсов и минусов. Конечно, время, проведенное ребенком за монитором, не должно превышать двадцати минут в день. Кроме того, я бы порекомендовала не тратить его на развлекательные игрушки вроде гоночек или стрелялок. В настоящее время существует огромное количество замечательных компьютерных программ, с помощью которых ребенок может развивать логическое мышление, расширять кругозор, приобретать необходимые знания и навыки. Например, компьютерная игра может в доступной и занимательной форме научить вашего ребенка безопасному поведению на дороге. Просмотр телевизора также не должен превышать 15 — 30 минут в день. Многие родители жалуются, что не могут оторвать отпрыска от голубого экрана. На самом деле ребенок тянется к телевизору, лишь когда ему недостает событий в реальной жизни. Значит, с ним нужно больше играть, общаться, читать книги, рассматривать иллюстрации. Чаще устраивать семейные прогулки, поездки на экскурсии, походы в театр.

Записала Наталья БИРЮКОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Наш маленький юбилей

Дорогие читатели! Вы держите в руках юбилейный — 70-й выпуск семейной газеты «Ладушко». Её первый номер вышел в середине января 2003 года — ровно семь лет назад.

читать дальше

Снего-лего

Снежные пожелания сормовичам

Кто из ребят не любит пушистый белый снег?! Таких, пожалуй, не найдется, ведь из него можно вылепить и задорного снеговика, и горку, а может, и что-то гораздо более необычное. На очередном ежегодном конкурсе «Снего-лего», прошедшем накануне Нового года в Сормовском парке, старшеклассники смогли и в «снежных скульпторов» в свое удовольствие поиграть, и даже призы за это получить.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда