Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 42 | Октябрь | 2007

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/1606/

Передача судна заказчику на заводе «Красное Сормово»

От Сормова до Балтики

Завершающим этапом в строительстве судна является передача его заказчику. Как происходит эта процедура, наш корреспондент Андрей Храмов попросил рассказать заместителя главного строителя судов, ответственного сдатчика танкера «Массалы» Валерия Александровича Лисицына.

— С окончанием работ по строительству судна, проведением ходовых испытаний, оформлением технической и эксплуатационной документации появляется полное основание, в соответствии с контрактом, подписать приемо-передаточный акт.

Но дело в том, что особенность нахождения нашего завода заключается в том, что мы не имеем возможности в заводской акватории и в ближней акватории на реке Волге испытать якорное устройство, для которого требуются определенные глубины. Есть еще одно требование при подготовке судна к передаче — это снятие магнитной девиации. Для этого тоже нужен специальный полигон. И исходя из определенных возможностей, это делается либо в зоне фактической передачи судна, либо на пути следования.

Необходимо отметить еще один момент, касающийся танкера проекта 19619 грузоподъемностью тринадцать тысяч тонн. Этот танкер по габаритам не проходит ни в один из шлюзов Волжской и Волго-Балтийской систем. Поэтому для его проводки разрабатываются специальные мероприятия и согласовываются с главным управлением бассейна водных путей. Кроме этого, на период перехода судна с него снимаются все верхние строения и устройства и по прибытии в порт назначения устанавливаются на место.

— Валерий Александрович, как конкретно осуществлялся переход танкера «Массалы», на котором вы были ответственным сдатчиком?

— Проводку построенных нами судов мы осуществляем по Волжской системе. Здесь нами все отработано, понятно и затруднений не возникает. Танкер «Массалы» по условиям заказчика — судоходной компании «Палмали» мы впервые должны были по Волго-Балтийской системе доставить в Санкт-Петербург. Там совершенно другая судоходная обстановка, и многие вопросы пришлось решать на ходу.

Согласно проекту, на танкере «Массалы» не предусмотрен кормовой якорь. А без него по Северному водному пути проходить нельзя, потому что там помимо быстрого течения бывают порывистые ветры. И на стоянках судно начинает разворачивать, что создает помеху для других судов. Чтобы этого избежать, нами был заказан буксир, который выполнял роль кормового якоря.

Еще одна проблема заключалась в том, что просветов мостовых строений над водой, с учетом габаритов нашего танкера, в ряде мест не хватало, и тогда требовалась разводка мостов. Здесь тоже возникало много непредвиденных моментов. Например, при подходе к Ладейному мосту выяснилось, что отказали электроприводы и рабочие поднимали ферму моста вручную. И нам пришлось около часа болтаться перед мостом на быстром течении.

Следующее препятствие нас ожидало на Неве у Кузьминского моста. Оказалось, что он разводится только в рабочие дни недели. Поэтому целый день нам пришлось пережидать. И еще одно обстоятельство, которое требовало постоянного внимания и напряжения. Связано это с тем, что на шлюзах Свирского бассейна ширина пролетов составляет 18,3 метра. А ширина нашего танкера 17,3 метра. И вот при таких условиях, когда расстояние между бортом судна и стенкой шлюза составляет всего 50 сантиметров, необходимо было танкер длиной 150 метров завести в шлюз таким образом, чтобы он вписался в узкие просветы шлюза.

— Это же ювелирная работа!

— Именно так оно и есть. Но на борту у нас были опытные заводские капитаны Сергей Владимирович Матисов и Константин Дмитриевич Ильичев, и с этими трудностями нам удалось справиться. По пути следования на Ладоге мы успешно провели испытания якорей и благополучно прибыли в Санкт-Петербург на судостроительный завод «Северная верфь».

Здесь мы оперативно провели установку снятого для перехода оборудования, запустили в эксплуатацию системы связи и навигации, еще раз проверили работу механизмов и подготовили судно к передаче заказчику.

— Кто еще, кроме ответственного сдатчика и двух капитанов, принимал участие в переходе и передаче танкера?

— В команду входили специалисты, которые обеспечивали работу главной машины, специалист по трюмным работам, устройщики, отвечающие за швартовые операции по пути следования, специалист из отдела автоматики и представитель ЗАО «СЭМП» — специалист по электромонтажам и работе электроустановок.

— Были ли на борту судна представители заказчика?

— Кроме нашей команды в проводке принимала участие команда заказчика во главе с капитаном. Но несение вахт, обеспечение жизнедеятельности судна — все было за нами. Я, как ответственный сдатчик, не мог довериться команде, которая фактически не отвечает за перегон судна. Правда, они проявляли инициативу вникнуть в процессе хода, желание что-то покрутить, повертеть, и иногда их приходилось останавливать.

— Каким документом подтверждается передача судна заказчику?

— Был подписан передаточный акт, и судно поступило в распоряжение команды, которая будет его эксплуатировать. Наши партнеры судном довольны. Они получили современный танкер, который будет приносить компании прибыль. Кстати, новое судно уже зафрахтовано для перевозки нефтепродуктов на Балтике.

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Дворец культуры

Год со сказки начался

8 января во Дворце культуры ОАО «Завод «Красное Сормово» прошла традиционная, в четвертый раз, рождественская елка главы Сормовского района, организованная при поддержке Нижегородской Епархии.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Снего-лего

Снежные пожелания сормовичам

Кто из ребят не любит пушистый белый снег?! Таких, пожалуй, не найдется, ведь из него можно вылепить и задорного снеговика, и горку, а может, и что-то гораздо более необычное. На очередном ежегодном конкурсе «Снего-лего», прошедшем накануне Нового года в Сормовском парке, старшеклассники смогли и в «снежных скульпторов» в свое удовольствие поиграть, и даже призы за это получить.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда