Версия для печатиВерсия для печати Наша история | № 39 | Октябрь | 2007

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/1541/

Сергей Павлинович Волков

Кораблестроитель

5 октября свой 80-летний юбилей отмечает Сергей Павлинович Волков, человек, вся сознательная жизнь которого тесно связана со строительством судов военного и гражданского назначения.

Его трудовая деятельность началась в 1954 году, когда он после окончания с отличием Горьковского политехнического института получил направление на завод «Красное Сормово». В то время главное внимание и усилия всех служб и цехов предприятия были направлены на организацию и совершенствование строительства подводных дизельных лодок 613 проекта.

— На первых порах, — вспоминает юбиляр, — меня назначили на должность производственного мастера во второй судомонтажный цех, на участок дизелей, дизельных систем и гребного электрооборудования подводных лодок. Судомонтажники занимались достройкой подлодок на плаву и проведением швартовых испытаний, подготовкой и отправкой их на сдаточные базы.

Кораблестроитель

Полученные в институте знания, устремленность, умение решать поставленные задачи помогли молодому инженеру быстро освоиться на производстве, заявить о себе как о грамотном специалисте и умелом организаторе.

С этого времени начался его служебный рост на «Красном Сормове» как руководителя. Он занимает должности начальника участка, заместителя начальника цеха, начальника цеха, главного строителя морского и речного судостроения, уполномоченного завода в Баку на достройке и сдаче судов.

— Сергей Павлинович, какие моменты в период работы на «Красном Сормове» вам большое всего запомнились?

— Прежде всего хочется отметить то, как внимательно и заботливо относились к нам, молодым специалистам, пришедшим со студенческой скамьи. Руководители завода интересовались нашим бытом, условиями труда, взаимоотношениями с цеховыми службами.

Запомнился такой момент, когда меня, проработавшего четыре месяца мастером, по настоянию бригадиров и рабочих назначили начальником участка. Работали мы тогда в три смены, с полной загрузкой и высокой отдачей.

Был и такой эпизод в моей работе. Меня без моего согласия приказом директора назначили начальником цеха СК-1, который занимался гражданским судостроением, строительством доков, выпуском изделий для сельского хозяйства, выполнял многие другие заказы. Я стал отказываться. Тогда меня как кандидата в члены партии пригласили в партком и сказали: «Ты уже вырос до руководителя такого звена и берись за дела. У тебя все получится».

Первое, чем мне пришлось здесь заниматься, это подготовка к сдаче дизель-электрохода «Ленин». 6 ноября 1958 года на многочисленном митинге судно было передано Волжскому речному пароходству.

Работая начальником цеха, я еще глубже вник в производство, многому научился и в дальнейшем, занимая другие должности, был благодарен сормовичам, всем, кто трудился рядом со мной, за то, что они помогли мне стать настоящим кораблестроителем. Без преувеличения могу сказать, что завод «Красное Сормово» дал мне путевку в жизнь.

— В течение двенадцати лет вы были директором Навашинского судостроительного завода «Ока. Какой след в вашей жизни оставили эти годы?

— На Навашинский завод я пришел уже довольно зрелым человеком, имел определенный опыт работы с людьми. И начал с того, что в течение месяца по данным отдела кадров узнал фамилии, имена и отчества всех бригадиров. А их было более ста человек. Свой рабочий день начинал с обхода заводских подразделений. Я владел обстановкой, и руководители цехов и служб, зная об этом, не пытались скрыть от меня упущения в работе.

В период моего директорства навашинцы по заказу министерства обороны создавали танко-десантные плавсредства на подводных крыльях, понтонно-мостовые переправы, строили в год по двенадцати сухогрузных теплоходов. Кроме этого, в городе Навашино силами заводских специалистов были построены несколько домов, общежитие, техникум, спортивный комплекс, два комбината бытового обслуживания, здания райкома партии и райисполкома.

К сожалению, сегодня Навашинский завод резко снизил свои показатели, строит всего по два сухогруза в год.

— А как вы оцениваете сегодняшнее положение дел на заводе «Красное Сормово», и каковы его перспективы видятся вам на будущее?

— Завод «Красное Сормово» сегодня по праву считается одним из лучших судостроительных предприятий страны, ежегодно сдает заказчикам шесть и более крупных судов. Это можно объяснить тем, что Сормовский завод располагает высококвалифицированными кадрами рабочих и инженерно-технических работников, умелым руководящим составом и способен и впредь строить самые современные суда.

— В течение девятнадцати лет вы являетесь директором музея речного флота Государственной академии водного транспорта. Чем вам приходится заниматься по роду своей деятельности?

— Наш музей располагает интересными экспонатами, макетами многих кораблей и судов, документами и научными материалами. К нам приходят школьники, учащиеся техникумов, первокурсники водной академии. Мы стараемся привить им любовь к речному флоту, к судостроению. Проводим также различные выставки и показы. Кроме этого я являюсь президентом клуба «Ходовые огни». У нас регулярно проводятся заседания клуба, на которых присутствуют конструктора, ученые, военные моряки, судостроители.

Сергей Павлинович Волков прожил большую, интересную жизнь. Отдав всего себя созданию многих типов судов, он занял достойное место среди кораблестроителей Нижегородской области. Его многолетний труд отмечен орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, десятью медалями СССР и России, Почетной грамотой Верховного Совета Азербайджанской ССР. Он награжден знаками «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник МРФ РСФСР», «Почетный работник транспорта РФ».

Вместе с женой Мариной Дмитриевной они воспитали двух дочерей и сына, дали им высшее образование.

Сормовичи сердечно поздравляют Сергея Павлиновича с замечательным юбилеем, желают крепкого здоровья, благополучия, бодрого долголетия.

Андрей ХРАМОВ

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Старые рождественские открытки

Поздравление из прошлого века

В некоторых семьях необыкновенно трепетно относятся к поздравительным открыткам от родных и близких, десятилетиями бережно хранят их. Около полутора десятков рождественских открыток сохранилось в семейном архиве сормовича Валерия Алексеевича Козлова. Благодаря этому наша газета получила возможность показать читателям, как выглядели новогодние и рождественские открытки ровно 100 лет назад, поведать, чего люди желали друг другу в эти праздники, которые и сегодня мы считаем самыми святыми и волшебными.

читать дальше

Наш Нижний Новгород

Юные сормовичи историю края знают лучше всех

Как прыгали от радости сормовские ребята — пятиклассники из школы № 9, когда объявили, что на городском конкурсе «Наш Нижний Новгород» они стали победителями!

читать дальше

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда