Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 25 | Июнь | 2007

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/1249/

Работа крановщиц на заводе «Красное Сормово»

Мы задаём рабочий ритм всему заводу

Металлические детали будущего судна раскраивают в корпусо-обрабатывающем цехе ОАО «Завод «Красное Сормово». Затем они поступают на участки (всего их 6) корпусного производства, где производится сборка и сварка секций танкера или сухогруза. И ни один участок КП не обходится без труда крановщиц — без них секцию не соберешь. Работа крановщика мостового крана — тяжелая, напряженная и, казалось бы, мужская. Но, как ни странно, здесь традиционно работают только женщины.

Любовь Германовна Казакова — инженер, мастер по ремонту кранового оборудования корпусного производства. В ее подчинении — 16 крановщиц, 5 слесарей по ремонту кранов, токарь и водитель.

Мы задаём рабочий ритм всему заводу

Любовь Германовна на заводе с 1975 года, пришла в сборочно-сварочный цех после окончания Сормовского машиностроительного техникума, работала инженером по оборудованию; с 1995 года Л. Г. Казакова работает мастером, кроме того она является председателем цехового комитета.

— В нашем цехе 8 уникальных 100-тонных мостовых кранов и 6—10-тонных кранов, — рассказывает о своем крановом оборудовании Любовь Германовна. — Стотонные краны изготовлены на заводе «Сибтяжмаш» города Красноярска и на Днепровском механическом заводе. Десятитонные — производства завода «Подъемник» города Ташкента. И люди, которые управляют этой техникой, тоже особенные — высококвалифицированные, опытные, ответственные, безотказные.

Ветеранам цеха, крановщицам Татьяне Николаевне Палагичевой, Татьяне Федоровне Мольковой, Нине Петровне Галкиной, бригадиру Людмиле Михайловне Сивковой доверяются самые сложные, ответственные задания: кантовка (переворот) днищевых секций, палуб, форштевней и т. п.

Мы задаём рабочий ритм всему заводу

Людмила Сивкова на заводе 36 лет, 17 из них — крановщица мостового крана в КП. В этот день она занимается сборкой деталей днищевой секции головного танкера проекта RSТ22. Крановщица «парит» на своем 100-тонном кране под самой крышей цеха, на высоте птичьего полета. Она работает в паре со стропальщиком, но многолетний опыт, высокий профессионализм порой и без команды стропальщика подсказывает, какую деталь и куда необходимо доставить. А ведь иные секции состоят из 500 деталей — крупных и мелких. На вопрос, какими качествами должен обладать крановщик мостового крана, Людмила Михайловна отвечает без запинки, как отличник на экзамене:

— Необходимо иметь хорошую реакцию, решительность, отличное зрение, глазомер, сноровку, смелость. Но крановщик не должен быть безрассудно смелым, он должен быть умным и быстро найти разумное решение в любой нестандартной ситуации.

Прошу Людмилу рассказать о такой сложной операции как кантовка.

— Кантовка или переворот многотонной секции — очень ответственная работа, требующая опыта, умения, сноровки, хорошей реакции. Эту работу можно назвать ювелирной. Ведь неопытный крановщик, неумело проведя кантовку, может повредить и сварочное оборудование, и саму готовую секцию, сведя на нет работу большого коллектива сборщиков и сварщиков. Я уж не говорю о безопасности людей. Во время этой операции крановщик испытывает огромное напряжение — и физическое, и психологическое, а кантовка иных тяжеловесных и сложных секций может длиться полтора-два часа…

Продолжая разговор о качествах, необходимых крановщику, Любовь Германовна Казакова говорит:

— Крановщик должен обладать хорошим здоровьем, иметь разрешение работать на высоте. Работа считается вредной, так как человек находится под самой крышей, где скапливаются все газы и испарения, летом здесь жарко, зимой холодно. Неслучайно крановщицы выходят на пенсию в 50 лет. Мы следим за здоровьем своих работников. Раз в два года они проходят полный медосмотр у всех врачей-специалистов, в том числе у окулиста, невропатолога — крановщик должен быть уравновешенным человеком.

Любовь Германовна не скрывает, что гордится своим коллективом, говорит о работницах с большой теплотой:

— Все они — безотказные труженицы. В цеху немало подрядных организаций, например, «Невская артель», которые работают круглосуточно, без выходных. И крановщикам приходится подстраиваться под их график: они остаются сверхурочно, выходят в субботу, а порой и в воскресенье. Что греха таить, это ведь все в ущерб семьям, детям. Но работницы понимают сложность ситуации, и не было случая, чтобы кто-то отказался выйти сверхурочно. В бригаде практически полная взаимозаменяемость: большинство крановщиц могут работать на любом 100-тонном и 10-тонном кране. Десять человек имеют высшие — 5-й и 6-й разряды.

Радует мастера, что в цех идет молодая смена. Юля Федосеева и Светлана Вагина после средней школы были приняты на завод ученицами, прошли обучение в учебном комбинате, стажировку на рабочем месте и теперь допущены к самостоятельной работе. Девушки имеют 4-й разряд, но хотели бы повысить квалификацию.

Труд крановщика ответственный, нередко связан с риском (в частности, кантовка секций относится к особо опасным работам). В каждом спущенном на воду судне есть труд этих женщин, которые всегда в движении, в постоянном напряженном внимании, всегда — и в прямом и в переносном смысле — на высоте. А потому хотелось бы, чтобы и труд их ценился повыше…

— Сроки у нас сжатые, графики работы очень напряженные, — говорит в завершение Любовь Германовна. — Мы задаем рабочий ритм всему заводу.

Маргарита ФИНЮКОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Поэзия сормовичей

Лира

Сормовские поэты: с новым годом!

читать дальше

Штефан Дик из города Брюхзаль в Германии

Немецкий парень учит юных сормовичей

В специальном (коррекционном) детском доме № 1 Сормова занимается информатикой с ребятишками немец Штефан Дик.

читать дальше

Безнадзорные животные, собаки

«Неужели меня будут убивать?»

«Безнадзорные животные — проблемы контролирования численности на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области» — эту тему обсуждали недавно в Торгово-промышленной палате. Актуальность ее несомненна: из года в год все больше и больше людей страдают от укусов собак. Что же делать в этой ситуации? Кого надо жалеть и оберегать — людей или собак?

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда