Версия для печатиВерсия для печати День за днем | № 25 | Июнь | 2007

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/1238/

Экраноплан «Орлёнок»

«Орлёнок»: последний переход

В минувшую пятницу по Волге мимо Нижнего Новгорода проследовал караван с экранопланом «Орлёнок», спроектированным в ЦКБ по СПК имени Ростислава Алексеева и построенным на заводе «Волга».

Этот уникальный десантный самолет-корабль вступил в строй в 1983 году и до 1993 года нес боевую службу на Каспийском море. Последние годы «Орленок» стоял и ветшал у причала и вот, наконец, правительство Москвы купило его для музея. «Орленок» теперь будет стоять на Химкинском водохранилище как экспонат.

Караван с «Орленком» встал на Волге напротив трамплина, и к нему пришвартовался катер с представителями ЦКБ по СПК и завода «Волга». Генеральный директор «Волги» Виталий Сурков вручил капитану каравана Сергею Котловичу букет цветов и фотографию «Орленка» в его лучшие годы, пожелал благополучно дойти до места назначения. Утром 10 июня самолет-корабль вышел из Каспийска и в Москве должен быть не позднее 27-го.

Это один из трех аппаратов, которые были построены на заводе «Волга» для Военно-морского флота. Всего в первой серии их должно было быть шесть. Два «Орленка» были порезаны на металлолом, этот, за штурвалом которого на испытаниях когда-то сидел сам Ростислав Алексеев, был последним.

Экраноплан «Орлёнок»

Два сильных чувства одновременно возникают, когда смотришь вблизи на этот экраноплан… Чувство гордости за наших земляков, спроектировавших и создавших этот уникальный корабль на воздушной подушке, и горечи, что этот проект был загублен властями страны, не желавшими понимать его стратегического значения.

Создание боевых экранопланов было фактически революцией в морской войне. Например, один «Орленок» на скорости до 450 километров в час и на высоте 4—6 метров над уровнем моря мог незаметно перебросить на большое расстояние роту морских пехотинцев. Эскадры таких аппаратов могли бы, при желании правительства, контролировать огромные океанские просторы и быть важным инструментом внешней политики России. Известно, как наши потенциальные противники боялись таких аппаратов, когда они только появились в составе Военно-морского флота.

— Завод сохранил потенциал, — сказал генеральный директор «Волги» Виталий Сурков, — и если будет воля правительcтва, то мы достроим «Спасатель», готовы выполнять и другие проекты.

Может быть, стоящий в музее «Орленок» заставит правительство России вернуться к проекту строительства флота из экранопланов.

А пока же «Орленок», которого тащил по реке буксир, напоминал израненного, но несломленного героя, идущего на расстрел.

Валерий КИСЕЛЕВ

На снимках: «Орленок»; капитан Сергей Котлович и генеральный директор завода «Волга» Виталий Сурков.

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››