Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 18 | Май | 2007

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/1098/

Первая сормовская атомная

Первая сормовская атомная

Осенью 2007 года исполнится 40 лет, как подняли флаг ВМФ на крейсерской подводной лодке «К-43» («Скат», зав. № 701).

Атомные подводные лодки в ЦКБ «Лазурит» (бывшее ЦКБ-112) начали проектировать в 1957 году, когда в обстановке особой секретности небольшая группа конструкторов под руководством В. К. Шапошникова выполнила проработки тактико-технического задания (ТТЗ) на проектирование атомной торпедной подводной лодки. В 1959 г. Государственный Комитет по судостроению провел проектный конкурс между четырьмя бюро (ЦКБ-16, ЦКБ-18, ЦКБ-112 и СКБ-143) по разработке четырех проектов атомных подводных лодок II поколения (667,669,670 и 671).

В результате конкурса дальнейшие разработки проекта 670 — средней АПЛ с торпедным вооружением для массовой постройки — поручили ЦКБ-112, которое представило на рассмотрение этот проект со следующими тактико-техническими элементами: водоизмещение — 1800 тонн; вооружение — шесть 533 мм и два 400 мм торпедных аппарата с боезапасом 18 торпед калибра 533 и 8 торпед калибра 400; предельная глубина погружения — 400 м; полная подводная скорость — 22 узла; автономность плавания — 50 суток.

В. К. Шапошников

Архитектурно ПЛ была выполнена однокорпусной на большей части длины, средняя группа ЦГБ размещалась внутри прочного корпуса. Форма легкого корпуса представляла собой тело вращения — растянутый в длину так называемый «профиль Г. Е. Павленко». Прочный корпус разделен на шесть отсеков. Одновальная и однореакторная АЭУ мощностью 12500 л. с.

В заключении по конкурсному проекту рекомендовано довооружить лодку крылатыми ракетами (КР). По предложению руководства бюро (В. П. Воробьев), решили применить разрабатываемый в то время ОКБ-52 (В. Н. Челомей) новый ракетный комплекс КР морского базирования с подводным стартом «Аметист». Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке его было принято 1 апреля 1959 года.

Соответствующим образом было откорректировано и утверждено ТТЗ на проектирование АПЛ пр. 670 (9 мая 1960 г.). 26 сентября 1963 г. разработанный и представленный технический проект новой АПЛ с КР подводного старта был утвержден. Разработка его проходила в необычных условиях — очень большая часть основного оборудования разрабатывалась параллельно с проектом ПЛ без опережения последнего по стадиям разработки (на момент защиты проекта не были утверждены ТУ почти по 150 единицам основного оборудования). По ракетному комплексу «Аметист», по ГТЗА, АТГ, парогенераторам ППУ, гидроакустическому комплексу «Керчь» технические условия на поставку утверждались в процессе испытаний и сдачи корабля.

Эти обстоятельства послужили одной из причин двух корректировок техпроекта. Первая (1961 г.) была связана с реализацией замечаний при утверждении техпроекта и с корректировкой технического проекта ППУ «ОК-350»(замена материала трубной системы).

Более серьезную корректировку технического проекта корабля пришлось осуществить в 1963 г. (добавили 7 шпаций ПК, увеличив водоизмещение корабля почти на 200 т), когда на заводе-строителе «Красное Сормово» уже были изготовлены несколько секций прочного и легкого корпусов. В это время весьма интенсивно поработала группа главного конструктора (гл. конструктор В. П. Воробьев, заместители главного конструктора В. К. Шапошников, В. А. Алексеев, А. Г. Лещев, М. М. Пилярский, конструкторы — М. А. Земскова, Г. К. Костина, Ю. А. Сороков, Ю. Н. Масленников и др.), проектный и корпусный отделы (нач. отдела А. П. Овчинников, начальник весового контроля И. Н. Кузнецов и нач. отдела А. С. Знаменский, начальники секторов А. Е. Киселев и О. В. Орлова).

Альберт Постнов

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››