Версия для печатиВерсия для печати Заводская проходная | № 23 | Июнь | 2006

Постоянный адрес статьи: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/108/

Капитан Сергей Матисов

Сдаточный капитан

Весной этого года исполнилось 20 лет как Сергей Владимирович Матисов пришел на завод «Красное Сормово». Он — единственный из всех капитанов, работающих в гавани Судоверфи, кто имеет рабочий диплом, соответствующий классу строящихся на заводе судов, а следовательно, и право проводить ходовые испытания и перегоны новых танкеров и сухогрузов.

Сергей Владимирович родился в селе Михайловское Воротынского района. Его отец работал в Горьком, на авиационном заводе им. Орджоникидзе. Сергей окончил математическую школу № 66 в Московском районе, а затем Горьковский институт инженеров водного транспорта (ныне Нижегородская водная академия) по специальности «Судовождение на внутренних водных путях».

Через полтора года службы в армии был направлен в Городец. Работал на различных типах судов, в 80-е годы был капитаном сухогруза «Волго-Дон». Ходил в порты Азовского моря и Финского залива, Ленинград, Астрахань, Москву, Пермь. Возили зерно, соль, а в основном — гравий, металл, руду, железобетонные изделия.

В 1986 году судьба привела его на «Красное Сормово».

— Тогда на заводе сдавался последний сухогруз «Сормовский» и вышла первая, головная «Волга», — вспоминает Сергей Владимирович, — они и были первыми судами, которые я водил на ходовые испытания.

Всего на заводе было построено более сорока судов проекта 19610 типа «Волга» смешанного «река-море» плавания, и ходовые испытания ни одного из них не прошли без Матисова.

— Потом перегоняли «Волги» — либо в Ленинград, либо в Ростов-на-Дону, так как у приемной морской команды не было речных дипломов, — поясняет Сергей Владимирович. — И завод, согласно контракту, был обязан доставлять суда до ближайшего морского порта.

Потом завод строил серию грузовых теплоходов проекта 17310 «Россия» (8 судов), два танкера «СФАТ». В последние годы со стапелей завода сошла серия речных танкеров проекта 19614, четыре танкера-«тринадцатитысячника» проекта 19619 для Каспийского морского пароходства. Провести ходовые испытания каждого нового судна — обязанность капитана Матисова.

Этой весной ходовые прошли танкеры «Электра», «Климена» и «Кер-Оглы» (5 суток). Ходили по Волге, до Тольятти.

На «Климене» и «Электре» во время испытаний необходимо было устранить девиацию магнитных компасов (т. е. произвести вычисление поправок на показания компаса). Кроме того, нужно было испытать якоря на глубине. Ближайшие глубины, необходимые для этих работ, имеются в районе Тольятти. Прежде испытания проходили в Горьковском море, но сегодня обстановка на реке изменилась.

— После строительства Чебоксарской ГЭС вода затопила много проблемных для судоходства участков, — говорит Сергей Владимирович. — Остался один трудный мелководный участок — от Нижнего Новгорода до Городца. Перед шлюзами можно простоять не один день, дожидаясь своей очереди. Для пассажирских пароходов с осадкой 2,5 метра проблемы практически нет. Для четырехпалубных туристических судов расписание составлено таким образом, что они приходят к шлюзам только в то время, когда происходит попуск воды. У танкеров проекта 19614 осадка на ходовых — от 2,6 до 3-х с лишним метров. У «тринадцатитысячников» — не меньше 3,3 метра. Который год идут разговоры о строительстве низконапорной плотины в районе поселка Большое Козино, которая сняла бы эту проблему. Но пока она существует, сормовские суда будут вынуждены проводить ходовые испытания в основном в районе Казань-Тольятти, хотя времени на это тратится значительно больше — в основном на дорогу.

Движение на Волге в последние годы стало менее оживленным. А все потому, считает Матисов, что люди научились считать деньги — перестали «перевозить воздух», и потребность во флоте значительно уменьшилась.

В ходовых испытаниях участвуют две команды: приемная и сдаточная. В состав приемной команды входят основные специалисты, которые будут работать на новом судне — капитан, механик и др. В заводскую сдаточную команду входят капитан, помощник капитана, строители заказа и узкие специалисты по различным судовым системам и механизмам — всего около 20 человек. От заводского комбината питания в плавание отправляется повар, кормят команду хорошо.

— Как в санатории, — улыбается Сергей Владимирович.

Но ходовые, разумеется, не курорт. Это тяжелый, напряженный труд, требующий внимания, сосредоточенности, опыта, мастерства. Капитан и его помощник несут вахту по 6 часов. 6 часов отдыха — и снова на пост, в капитанскую рубку…

Зимой тоже отдыхать не приходится. С. В. Матисов является капитаном буксира «Заломов». На буксиры «Заломов» и «Верстовский» ложится основная нагрузка по очистке ковша слипа ото льда во время зимних спусков судов. И независимо от времени года буксиры «Заломов», «Верстовский», «Линда» и «Айсберг», словно четыре сильные и заботливые ладони, принимают в ковше слипа «новорожденные» суда.

— Новое, только что сошедшее со стапелей судно, еще не самоходное, его надо вывести из акватории слипа, поставить в гавань, — поясняет Матисов.

До конца навигации 2006 года пока далеко. И впереди много работы. Предстоит перегнать три танкера-«тринадцатитысячника» до Астрахани. А осенью — спуск, ходовые испытания и перегонка головного сухогрузного теплохода RSD-17.

Маргарита ФИНЮКОВА

‹‹ Предыдущая статья в архиве Следующая статья в архиве ››

Статьи из свежего номера

Завод Красное Сормово

История в лицах

Проведение цикла мероприятий «История в лицах» уже стало традиционным для музея истории завода «Красное Сормово». Они посвящены известным, заслуженным сормовичам-юбилярам — людям, которые в разные периоды 160-летней истории завода внесли заметный вклад в развитие производства. Музейные работники, журналисты, краеведы, ветераны предприятия рассказывают об их трудовой биографии и заслугах перед заводом. Как правило, в этот день в музей приглашаются близкие друзья и родственники юбиляров. «История в лицах» проводится для молодежи, учащихся Сормовского механического техникума.

читать дальше

Негативное влиение Нижегородского масложирового комбината

Вредит ли нам НМЖК?

В последнее время в администрацию города и лично мэру Вадиму Булавинову поступают просьбы от нижегородцев разобраться в ситуации, сложившейся в связи с негативным, по их мнению, влиянием Нижегородского масложирового комбината (НМЖК) на чистоту окружающего воздуха. «…Выбросы вредных веществ в атмосферу явно усилились, неприятный запах ощущается особенно ближе к вечеру», — пишет Валерий Федоров, житель одного из близлежащих микрорайонов.

читать дальше

Вахта памяти

Сорок лет назад, в воскресенье 18 января 1970 года, на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово», на строящейся подводной лодке зав. №712 произошла авария. При проведении гидравлических испытаний оборудования атомной энергоустановки произошел неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв, разрушивший активную зону с выбросом ядерного топлива из разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и радиоактивной воды в виде пара.

читать дальше

Магазин

Книга «Однополчане»

Книга рассказывает о боевом пути 137-ой стрелковой дивизии, ушедшей на фронт в первые дни войны.
Большое количество фотографий, документальных данных, реальных рассказов бойцов о событиях войны.

Опрос

А Вы — сормович?

Да
Нет
Иногда