Красный Сормович

Красный Сормович / 2006 год / № 06 /

Безопасная база в глубине России

Сормовская «Эска»

Сормовские подводные лодки довоенной постройки 23 февраля 1930 года на заводе «Красное Сормово» состоялось событие, которое на 75 лет определило судьбу предприятия. В этот день в судояме № 2, на так называемой «собачьей площадке», была заложена первая подводная лодка с тактическим номером Щ-304.

На митинге присутствовали высокие гости — заместитель наркома С.С. Каменев и секретарь ЦК комсомола С. Салтанов. Неслучайно сормовский первенец получил имя «Комсомолец». По призыву комсомола в стране развернулся сбор средств на строительство именно этой подводной лодки.

А несколько ранее, 14 июня 1929 года, на завод пришло задание Управления Военно-Морских сил на постройку первой подводной лодки типа «Щука» III серии с указанием довести строительство до 20 подлодок на случай войны. Был определен и срок ее готовности — 1 июля 1932 года.

Для организации работ по строительству подводной лодки на заводе был создан сектор специального судостроения, который возглавил присланный из Москвы П.И. Макаркин. Освоение строительства нового типа судов на заводе шло трудно и медленно.

2 мая 1931 года во время весеннего половодья подводная лодка всплыла в судояме и была выведена в затон завода. На 1 января 1932 года фактическая готовность подлодки составляла 44,13% при плане 84,40%.

Такое резкое отставание было вызвано объективными трудностями. Несмотря на это заместитель Наркома тяжелой промышленности т. Доценко высказал мнение о передаче строительства подводных лодок с завода «Красное Сормово» на другие верфи страны.

П.И. Макаркин обращается в Совет труда и обороны (СТО) с письмом: «Спецверфь построила корпус первой подлодки к лету 1931 года за 10 месяцев, т.е., не уступая другим, хорошо оборудованным верфям Союза». Он просил «...установить истинные причины медленного хода постройки подлодок на Сормовской Судоверфи... и продолжить строительство лодок на заводе..., исходя из соображений иметь не на окраине, а в глубине Союза безопасную базу для постройки подлодок».

Строительство подводных лодок на Сормовском заводе удалось отстоять. О чем не раз с благодарностью вспоминали во время Великой Отечественной войны, когда Николаевские судостроительные заводы были захвачены врагом, а Ленинградские оказались в блокаде.

Летом 1933 года первая подводная лодка ушла из Сормова на Балтийский завод на достройку, испытание и сдачу заказчику.

15 августа 1934 года «Комсомолец» был сдан ВМФ СССР. Всего сормовичи построили 11 «Щук». Сормовские подводные лодки типа «Щука» выполнили свой долг перед Родиной сполна. Три из них стали «Краснознаменными», две — Гвардейскими. Командирам четырех сормовских подводных лодок типа «Щука» присвоено звание Героя Советского Союза.

Первые две лодки IX —бис серии («С-7» и «С-8») заложили на стапелях в судояме 14 декабря 1936 года. С конца 1937 г. до июня 1941 г. заводом спущен на воду 21 корпус подводных лодок IX-бис серии. Сормовские «Эски» принимали активное участие в сражениях на море. В историю вошла знаменитая атака, совершенная подводной лодкой «С-13» под командованием А.И. Маринеско. Лодка потопила один из лучших лайнеров «Вильгельм Густлоф», на котором находилось несколько тысяч матросов — подготовленных экипажей немецких подводных лодок.

Перед войной на Сормовском заводе начали строить малые подводные лодки — «Малютки». Это были подводные лодки ХII серии главного конструктора П.И. Сердюка. В отличие от «Щук» они закладывали не по одной, а сразу дивизионом из трех единиц. 25 июля 1937 года заложили первый дивизион. Головными считались «М-96» и «М-97», их сдали флоту 10 октября 1939 года.

Построенные на заводе лодки типа «Малютка» поступали на службу на Черное и Балтийское моря, на Северный и Тихоокеанский морские театры. Всего в предвоенные и военные годы на заводе «Красное Сормово» построено 32 подводных лодки типа «Малютка» ХII серии.

По постановлению Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 1 от 1 июля 1941 года завод «Красное Сормово» приступил к строительству танков «Т-34». Часть ПЛ была законсервирована на заводе, а другие — рассредоточены по затонам Волги или отправлены на Каспий. Но в 1942 году ГКО принял постановление о возобновлении подводного кораблестроения на «Красном Сормове». На заводе вновь был организован судостроительный отдел (начальник — М.И. Лернер). В 1941-1945 годах сормовичи построили и сдали флоту 22 подводные лодки самостоятельно и 4 подводные лодки вместе с другими заводами.

Можно смело утверждать, что в годы войны завод «Красное Сормово» был неоспоримым лидером отечественного подводного судостроения и в сложных условиях военного времени обеспечил поставку качественной продукции Военно-Морскому Флоту.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня